Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Авторы

11.11.2011

IMG_0803.jpgЗемские школы конца ХІХ - начала ХХ века, предшественницы нынешней общеобразовательной системы, были рассадниками безбожия, материализма. Их символ – неудавшийся священнослужитель, учитель математики Варнава Препотенский. Тем не менее, не только отходившая от веры дореволюционная школа, но даже и её советская, атеистическая  преемница продолжала воспитание детей в рамках нравственных устоев. Более того, несмотря на декларируемый материализм, прививаемые школьникам ценности были весьма идеалистичны. Так, будущим гражданам внушалось, что человек должен трудиться на благо всего общества, а не только ради личной выгоды, воспевалось стремление к самопожертвованию, а карьеризм и мещанство порицались.

Постсоветское общество утратило систему нравственных и идеологических ценностей. В соответствии с этим воспитательная функция школы всё умаляется с течением времени. «Инженерами человеческих душ» стали телевидение и масс-культура, потакающие самым низменным устремлениям. Жертвами этого процесса стали и учителя – такие же телезрители, как их ученики. В нынешней школе можно ввести курс хоть религиозного, хоть светского нравственного воспитания, но человек, сам принадлежащий к системе современной антикультуры, не может помочь своим младшим товарищам по несчастью. Здесь как раз тот случай, когда и врач требует исцеления.

Читателю может показаться, что наша статья – банальное старческое брюзжание людей,  которым сложно перестроиться на новый лад. Отнюдь. Мы, муж и жена, самые молодые учителя нашей школы, работаем первый год.  Мысли, которыми мы желаем поделиться – свежий взгляд новопришедших работников образования.

Для понимания того, что стало в наше время со школой, весьма показательна профессиональная газета, «Учительская». Возьмём для примера случайный первый номер, с которым мы познакомились, от 11 октября 2011 г.

Встречают, как известно, по одёжке. С этого и начнём свой разбор. Рубрика «Зеркало в учительской» предлагает нам идеал того, что должно было бы в этом зеркале отражаться. Автор, Э. Денисова, при этом настолько увлекается, что всерьёз начинает отговаривать вполне реальных, современных учительниц не носить норковые и лисьи меха, ибо это не экологично… Рекомендует же одеться в «платья и блузки, ЦЕЛИКОМ ВЫПОЛНЕННЫЕ ИЗ КРУЖЕВА» (выделение наше – Р&Д). Для учеников это будет, по словам Денисовой, «зрелище завораживающее, манящее и полное тайны». Так утверждается образ учительницы как рядового члена нашего развращённого общества, где женщина, не вызывая нареканий окружающих, всегда может одеться так, как представительница древнейшей профессии. А что же у такой «училки» должно содержаться в голове?

Подсказкой для ответа на этот вопрос нам послужит  статья из рубрики «Гость “УГ”», адресованная учителям литературы. Если любительницы жёлтой прессы имеют возможность заглянуть в постель к знаменитостям, то учителям предлагают более интеллектуальное чтиво – например, о сексуальной жизни Ахматовой. «Просто» литература уже неинтересна на фоне содома современного медиа-пространства, теперь и учителю литературы хочется вместе с такими исследователями, как Катаева, постоять за занавеской в спальной Пушкина или Пастернака. «В жизнеописании великих людей не должно быть запретным тем» – внушается педагогам.

Рубрика «КультПросвет» знакомит учителей с матерным фильмом-экспериментом, который уместнее было бы назвать фильмом-экскрементом. Мат для героев фильма – «это их единственная и основная речь». Слушая его, журналистка (женщина!), по собственному признанию, хлопала себя по коленке, восклицая: «Во загнул». По её мнению, дегенераты, запечатлённые в этом документальном кино, выражают чувства не примитивные и не убогие… «Кстати» (?!) она замечает, что учителям посмотреть это «профессионально необходимо». Зачем же? «В качестве очередного курса повышения квалификации», – поясняет Хрусталёва.

Детский мат не является редкостью в нашей школе. Если в коридоре он вполне откровенный, то в классе это ругательства-эвфемизмы, которые вовсе не считаются недопустимыми. Как видим, message статьи уже дошёл до адресата: брань вошла в жизнь современной школы. Теперь речь может идти только о поставлении её в какие-то рамки. У нас так уже произошло и с курением: оно преследуется не как таковое (опытным педагогам такая мысль почему-то просто смешна), а только на территории школы.

От «культпросвета» газета переходит к жёсткому «секспросвету» – пока что, правда, в рубрике «Факультатив». Размещённая здесь статья Сергея Лебедева посвящена «Лолите» Набокова. Автор полагает, что если о сексе с малолетними писать высокохудожественно, без «сальности, пошлости, мерзости, грубости», то такая книга может стать прекрасным произведением о любви. Таким образом, педофилия, по его мнению, тоже может быть любовью, она не является чем-то омерзительным сама по себе. Педофильский роман он предлагает изучать в школах. «Мир, –считает он, – наверное, был [бы] куда светлее и прекраснее, если бы половое просвещение подростков начиналось» с такой литературы, «а не с пошлых сайтов и дисков». Учителю предлагается говорить со школьниками о сексе, в том числе запрещённом, подавая предмет в красивой упаковке изящной словесности или иллюстрируя его «незабываемыми по красоте античными скульптурами Эллады» (хотя почему не рельефными изображениями «Камасутры»?).

Выходит, что преподаваемое в школе должно быть уравнено по содержанию с масс-культурой. Легализация пошлости, разврата, мата и прочей низости в официальной культуре уже осуществлена. Теперь пришёл черёд предоставить всему этому место в жизни школы, в школьной программе, чему и способствует «Учительская газета».

Статья о Набокове вводит показательную антитезу: «Лолита» – «порнография ли это или произведение изящной словесности»? Антитеза эта ложная. Вне зависимости от ответа на этот вопрос данный роман воспевает педофилию. И если он делает это не порнографично, а художественно – тем хуже. Ведь в том же номере, в разделе «Криминал», рассказывается об учителе танцев, совращавшем маленьких мальчиков. Почему столь схожие явления попадают в столь разные рубрики? Только потому, наверное, что корреспонденты «Учительской газеты» ещё не познакомились, например, с творчеством такого известного писателя, как Юкио Мисима – с его высокохудожественными описаниями однополой любви.

В реальной жизни школы гомосексуализм пока никак не пропагандируется. Зато девочкам, ещё не достигшим половой зрелости, навязывают модель поведения не только безнравственную, но и несообразную с их возрастом. Так, на концерте, посвящённом «Дню учителя», где мы впервые присутствовали в качестве педагогов, ученицы 3-6 классов порадовали педколлектив танцем живота – эротической пляской из гаремного репертуара. На детских лицах не было и малейших признаков стыда. Никто из наших коллег не посчитал танец чем-то предосудительным…

Нет, теперь такие вещи объявляются не только не предосудительными, но и, как пишет С.Лебедев о Набокове, «созвучными нам сейчас как никогда» ощущением «личной свободы»: «той самой свободы, к которой мы только что (так у автора. – Р&Д) начинаем двигаться…». Свобода ли это? Как мат обращает речь к половой сфере, так туда же всегда скатывается и безнравственность. Ей никуда не уйти от своей ограниченности. Калейдоскоп из прозрачных кружевных платьев учительниц и трясущихся голых животов их малолетних воспитанниц, фильмов-экскрементов, подглядываний за интимной жизнью писателей, педофильских романов – всё это порочный круг вариаций на одну и ту же тему. Но ограниченность по определению противоположна свободе. Всё это – не что иное, как рабство низменным страстям.



Возврат к списку

Кузнецова Ольга (г. Москва)

Зорин Виктор (г. Санкт-Петербург)

Злобина Ангелина (г. Москва)

Журавская Анастасия (г. Тверь)

Дашлай Фазил (г. Батайск)

Григорьева Лада (г. Санкт-Петербург)

Грановская Галина (г. Москва)

Гофман Михель (США)

Гостева Елена (г. Москва)

Виольева Лада

Астахов Ярослав

Абоимов Константин Александрович (г. Санкт-Петербург)

Шахматов Александр Васильевич

Толстиков Николай Александрович (г. Вологда)

Стародымов Николай Александрович (г. Москва)

Смысловский Игорь Алексеевич

Новохатский Сергей Николаевич (г. Волгоград)

Новикова-Строганова Алла Анатольевна (г. Орёл)

Можаев Андрей Борисович (г. Москва)

Михановский Вадим Семёнович (г. Новосибирск)


Новости 61 - 80 из 86
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все


  
Система электронных платежей