Авторы

30.07.2017 01:44:00

Сергей Герасимов: В последнее время стало заметно, что те, кто до сих пор называл себя "демократами", – Чубайс, Немцов и весь их так называемый "Союз правых сил" – все чаще называют себя "консерваторами". И, кроме них, это модное слово используют все, кому не лень. Выходят работы о западном консерватизме, о русском консерватизме... Что же это такое – консерватизм? Каков его смысл?

Михаил Назаров: Давайте для начала заглянем в словарь латинского языка. Conservatio – означает сохранение, сбережение, спасение, но также и соблюдение, следование какому-либо закону. Поэтому conservator – это хранитель, а также и блюститель чего-либо, и даже почитатель, поклонник тех или иных богов.

Естественно, это слово в разные времена может наполняться разным содержанием в смысле сохранения какой-либо традиции, спасения ее от модернизации, независимо от сути этой традиции. Поэтому хорош или плох консерватизм – зависит от того, истинны или неистинны те ценности, которые он сохраняет. Приходилось, например, слышать:

- "консерваторы" в Политбюро КПСС, но ведь они сохраняли свои коммунистические идеи, явно не консервативные, а революционные, направленные против старой традиции; значит это совсем не настоящий и не первичный консерватизм;

- или взять партию "консерваторов" в Англии – они тоже сохраняют ценности не первичные, а плоды по сути секулярной буржуазной революции. Примерно этот уровня консерватизма применим к Чубайсу, Немцову и стоящим за ними олигархам, хотя у олигархов он объясняется даже проще: стремлением сохранить свои награбленные богатства. Такой вот бывает либерально-уголовный консерватизм.

Поэтому сравнения политических партий тут не помогают: какая-то всегда будет в чем-то консервативнее другой.

Но нас сейчас интересует не формальное сохранение чего-то, а то, насколько духовно истинны сохраняемые ценности – только это и можно назвать подлинным консерватизмом.

Многие говорят, что подлинный консерватизм всегда имеет религиозную основу. Это ближе к сути дела. Но и на религиозном уровне тоже можно отметить много искаженного консерватизма. Например:

- католические "консерваторы" Лефевра у нас вызывают симпатию, но они ведь противились лишь модернизму Второго Ватиканского Собора, защищая традицию католицизма со всеми его догматическими ересями, которые в свою очередь были отходом от истинного христианства в эпоху раннего Средневековья:

- мусульманские консерваторы также не дают нам примера истинного консерватизма, поскольку само мусульманство не было истиной, а было создано в VII в. иудаизмом в виде барьера на пути распространения христианства на Восток.

То есть, это еще не значит, что чем древнее религиозная традиция, тем ближе мы к истоку подлинного консерватизма. Взять, например:

- языческие религии в Китае и Индии, они очень древние, возникли еще до появления христианства, но и они не представляют собой первичные ценности. Язычество возникло вследствие замутнения религиозного сознании людей после грехопадения, когда они перестали различать Творца и тварь, поклоняясь тварным существам – бесам. 

Истинный консерватизм может быть только хранением и почитанием Божественной Истины. Она была дана людям вместе с сотворением человека "по образу и подобию Божию" в виде его непосредственной связи с Богом. После грехопадения, внеся в мiр несовершенство и болезнь, люди под влиянием сатаны (соперника Бога) отошли от первоначального знания Бога столь далеко, что тогда и возникли языческие религии, не различавшие в духовном мiре сил добра и зла, ангелов и бесов, и поклонявшиеся тем и другим. Истину хранили лишь немногие люди, жившие праведно и хранившие память о Боге, и как показывает Священное Писание, это знание никогда не исчезало. Оно заключалось в осознании происшедшего грехопадения первых людей и в уповании на грядущего Спасителя, который освободит человечество от рабства греху.

В числе таких людей особое место занимает праотец Ной, который именно поэтому удостоился быть спасенным при всемiрном потопе. Далее Истину хранили ветхозаветные пророки – они и есть подлинные консерваторы дохристианского периода, называемые также Ветхозаветной Церковью.

А Истина людям все больше раскрывалась Самим Богом. Свершившееся долгожданное пришествие Сына Божия – Мессии-Христа дает человечеству новое знание Истины: знание подлинного смысла жизни и смысла истории, ее развития в земном мiре от Адама до антихриста – для Небесного мiра, Царства Божия, которое и есть цель истории.

Появляется и небывалый ранее хранитель Истины, "консерватор" – христианская Церковь, в которой пребывает Святой Дух. Содержание этого консерватизма – жизнь согласно Божию замыслу о людях, согласно Божию закону, которому подчиняется и государственная деятельность, сам смысл государства – таков смысл православной монархии.

Период наибольшего расцвета такого консерватизма – эпоха сразу после Вселенских Соборов в Византии (Втором Риме), когда были раскрыты и отточены догматы православной веры и был выработан принцип симфонии, согласия государственной и церковной властей в общем деле спасения народа к Царствию Божию.

После разгрома Византии сначала католиками-крестоносцами, затем турками, средоточием подлинного консерватизма становится Московская Русь как преемница Второго Рима – Третий Рим. Вот в чем суть русского консерватизма: православная Россия как удерживающее начало в мiровой борьбе сил добра и зла.

Такой консерватизм – это не просто сохранение традиций отцов, какими бы они ни были – как этим кичатся неоязычники. От некоторых традиций бывает не грех и отказаться ради Истины. Это сохранение верности Божию закону. Русский консерватизм – единственный, который ставит своей целью не временное земное преуспеяние, а спасение для вечного Царства Божия.

Следовательно, все неправославные разновидности консерватизма мелки и в той или иной степени неистинны. Это уже отпадения от истины. Они превращались в традиции тех или иных народов, которые стремились их охранять, быть консерваторами на этих, уже сниженных уровнях консерватизма. Таковы английские консерваторы. Даже так называемая "консервативная революция" фашизма начала ХХ века и его современных последователей вроде Дугина – это всего лишь реакция на разлагающую либеральную демократию, на господство космополитического Финансового Интернационала в результате Первой мiровой войны, – но все это без осознания смысла истории, без возвращения на путь христианской истины; это утопическая попытка бегства от апокалипсиса в утробу истории, в "ветхий" Рим с его гордыми идеалами земной силы и власти.

С.Г.: В русской истории мы тоже видим такие отпадения от Истины, большие или меньшие, которые всегда приводили к катастрофам... В книге "Тайна России" Вы прослеживаете их основные этапы, из которых русскому народу до сих пор удавалось выносить должный урок. Так, в частности, возникло славянофильство в ХIХ веке. Многие сегодня считают подлинными консерваторами именно славянофилов. Какова Ваша их оценка в том масштабе консерватизма, который Вы предложили?

М.Н.: Конечно, России тоже было дано пройти через катастрофы, которые все объяснялись отходом от Закона Божия – но попускались для вразумления нашего народа от обратного.

Таковы были татаро-монгольское иго, затем польско-католическое в Смутное время начала ХVII века. Каждый раз оно преодолевалось всплеском истинного консерватизма. Потом наступило протестантско-масонское иго, начавшееся в петербургскую эпоху, реакцией на которое и стали славянофилы. Они появились в ХIХ в. в сильно озападненной, промасоненной России (я имею в виду верхний слой общества), после того как Запад явил свою апостасийную сущность в наполеоновском нашествии. Эта война и масонское восстание декабристов заставили лучшие русские умы задуматься об истинном пути России. Однако славянофилы, как мне кажется, еще не осознали смысл истории в его эсхатологической перспективе, у них поначалу были оптимистические иллюзии и романтические надежды на воссоединение с Европой, с ее "святыми камнями", как они писали...

Крымская война стала следующим отрезвляющим уроком. Появляется более строгий консерватизм Данилевского, Достоевского, Леонтьева, Победоносцева. Они были консервативны в той мере, в какой держались православного учения, и неточны в той – в какой не учитывали всю его полноту. Были и не очень мудрые представители в этой среде. Ибо все можно примитивизировать, даже само христианство. Но православные церковные писатели, такие, как святитель Игнатий (Брянчанинов), Феофан (Затворник), старцы Оптиной пустыни, затем св. прав. Иоанн Кронштадский – были той достойной линией истинного консерватизма, которая верно предвидела опасности и западной апостасии, и революции, не отбрасывая в этом масштабе координату антихриста и конца истории, которая является неотъемлемой частью христианства.

Те нынешние "просвещенные патриоты", которые чураются этой эсхатологической тематики и стремятся приземлить Православие для земного "обустройства России" (как это предложил Солженицын) – конечно нельзя отнести к подлинным консерваторам. Таково было и подавляющее число философов так называемого "Религиозного возрождения" начала ХХ века – Бердяев, Булгаков, Франк, Флоренский, – которые искали "правды о земле", нередко забывая, что спасение земли в конечном счете невозможно – так учит Священное Писание.

Но к сожалению, развитие подлинного русского консерватизма не стало определяющей силой на переломе ХIХ вв. Возобладали апостасийные и революционные силы.

Это привело к большевицкому игу как последнему, предапокалипсическому уроку нам. Лишь после этого, прежде всего в русской эмиграции, началось подлинно консервативное осмысление призвания России именно как всемiрного удерживающего, согласно выражению апостола Павла. И если мы сегодня стремимся к восстановлению русского консерватизма, то должны обращаться к этому уровню познания смысла истории и смысла России, с учетом уроков ХХ века. А не просто копировать тех дореволюционных мыслителей-славянофилов, пусть и очень глубоких, которые этого опыта не имели.

В их числе надо, впрочем, выделить Льва Александровича Тихомирова. Он – как бы мостик между консерваторами ХIХ и ХХ века, поскольку мыслил именно в эсхатологической перспективе. Его книга "Религиозно-философские основы истории", законченная в начале 1920-х годов, незадолго до смерти – самый серьезный плод, который в этом отношении дала русская философская мысль того времени.

Таким образом, консерватизм – это не замыкание в узости, как это порою пытаются представить либералы и прогрессисты. Это не просто хранение Истины, но и ее творческое применение в анализе самых разных аспектов современности. Нельзя изобрести новый смысл истории, но можно и должно применять это знание для правильного самоопределения в идущей мiровой борьбе между добром и злом. Без этих же истинных координат любые спасительные теории не окажутся таковыми. Поскольку Истина только одна, открытая нам самим Богом, и отклонение от нее в любую сторону может быть только неистинным, ложным путем. Будь то неоязычество, неокоммунизм, неофашизм – все они оправданно отталкиваются от нынешней олигархической системы власти в России, но их пути ложны.

Носителем подлинного русского консерватизма и сегодня может и должна быть только православная Церковь. Даже если кому-то кажется, что она сама еще не в том состоянии – все же такие крестные ходы, как в памятные царские дни, показывают, что русский консерватизм сегодня в России имеет почву, и она ширится.

С.Г.: В связи с тем, что Вы говорили о консерватизме, давайте затронем и терминологию в современной политике. Мне кажется, для верного понимания раскладки политических сил в нынешней России нельзя использовать их самоназвания "правых" и "левых". Они у нас не соответствуют общепринятому историческому смыслу этих понятий...

М.Н.: Да, к сожалению, это так. Правые во всем христианском мiре отстаивали национальные и религиозные основы своих государств, ощущая мистическую судьбу и душу своих народов. Левые боролись за построение государств на секулярной, "прогрессивной" основе, ставя во главу угла не нравственное начало, а материалистические критерии.

При этом одни левые боролись против Божественной Истины на путях либерализма - разлагая общество, оправдывая эгоизм и право индивидуума на незнание Истины (то есть на свободную деградацию - таким народом легче управлять посредством денежного контроля). Это нынешние "правые" самозванцы в Госдуме, напялившие на себя чужое платье не по размеру.

Другие же левые выступили против Бога более последовательно – на пути атеистической революции, понимая под "прогрессом" насильственное разрушение всей предыдущей традиции и создание тотально регламентированного общества. Наиболее радикальными в числе таких левых были богоборцы-коммунисты. Но таких ведь сегодня уже нет, программа у КПРФ иная, более государственническая, чем у псевдоправой фракции. Так зачем же им по-прежнему называть себя левыми, да еще коммунистами? В этом названии – главная причина всех неуспехов красных патриотов на выборах последних лет.

В этой связи я уже не раз призывал патриотическую оппозицию осознать духовное различие между "левым" и "правым".

Причем и правые защитники "старого мiра" и левые его ниспровергатели сами выбрали себе в Новое время такие названия, располагаясь даже в парламентских залах на левом и правом флангах. А ведь со словом "левый" в языках всех народов связано что-то незаконное, плохое ("левые" доходы), а со словом "правый" - истинное, верное ("правое дело"). Глубочайшая символика левого и правого дана нам и в Евангелии от Матфея: перед концом истории Христос поставит справа от Себя тех, кто достоин Царствия Божия, а слева - тех, кто обрек себя на вечный огонь, уготованный диаволу (Мф. 25, 32-41)...

Поэтому тот, кто считает себя патриотом, выступает за Православие и национальные традиции – не должен называть себя левым.

С.Г.: Прислушиваются ли красные патриоты к Вашим словам?.. Вот у Вас на прошлой неделе в газете "Завтра" напечатана полемика с "красным патриотом"  Сергеем Кара-Мурзой по поводу того, имела ли право часть нашего народа быть антисоветчиками.

М.Н.: Большевизм стал эксплуатировать в своих целях наряду с худшими (зависть и ненависть) также и лучшие свойства русского характера: чувство справедливости (отсюда почва для утопического "рая на земле"), неотмiрность (отсюда иное, чем на Западе, отношение к собственности), нравственный максимализм (который остается и при абсолютизации ошибочного), соборность (на которой паразитировал тоталитаризм), жертвенность служения и смирение (отсюда и русское долготерпение).

Так в большевизме "тайна беззакония", приноравливаясь к особенностям русского народа, выступила не в виде равнодушного пренебрежения Истиной, как на Западе, а в виде подмены Истины ложью материалистической утопии в привычных русских психологических рамках, побуждая народ к жертвенному служению ей под лозунгом не мещанского счастья (на это русских увлечь было трудно), а освобождения всего мiра от социального зла. В этом была одна из причин победы большевизма и затем удержания власти Сталиным в опоре на реабилитированный накануне войны патриотизм. И вот упомянутые выше традиционные русские качества, на которых паразитировал коммунизм, красные патриоты сегодня принимают за суть самого коммунизма. Думаю, в этом причина их нынешней верности и определенной жертвенности.

Кстати, именно в период буржуазных революций на Западе возникает разделение на правых и левых. Первые защищали национальные и религиозные традиции своих государств, вторые ставили во главу угла материалистические критерии. В последнем - глубокое родство сформировавшихся тогда двух левых идеологий социализма (коммунизма) и либеральной капиталистической демократии: они спорили лишь о том, какой класс должен обладать материальными ценностями мiра сего. (Так что нынешняя партия Немцова-Чубайса самозванно напялила на себя чужое "правое" платье, будучи по сути даже более левой, чем сегодняшние патриоты-неокоммунисты из КПРФ.) ...

 (Это запись радиобеседы летом 2000 г. на "Радонеже" или на "Народном радио". Последних страниц текста у меня нет. К сожалению, навести справки не у кого, так как на "Радонеже" я примерно с 2005 г. персона "нон грата", "Народное радио" подробного архива не держит, а Сергей Герасимов умер 10.4.2016. Царство ему небесное. Этой радиобеседе предшествовал круглый стол в редакции журнала "Москва" на ту же тему. Возможно, опубликован?)

Постоянный адрес данной страницы: http://rusidea.org/?a=31012



Возврат к списку

Петров В.

Маслова Н.В., Антоненко Н.В., Клименкова Т.М., Ульянова М.В.

Антоненко Н. В., Клименкова Т. М., Набойченко О. В., Ульянова М. В.; науч. ред. Маслова Н.В. / Отделение ноосферного образования РАЕН

Антоненко Н.В., Ульянова М.В.

Шванева И.Н.

Маслов Д.А.

Милованова В.Д.

Куликова Н.Г.

Набойченко О.В.

Астафьев Б.А.

Маслова Н.В.

Мазурина Л.В.

Шеваль М.

Швецов А.А.

Качаева М.А.

Бородин В.Е.

Н.В. Маслова, В.В. Кожевникова, Н.Г. Куликова, Н.В. Антоненко, М.В. Ульянова, И.Г. Карелина, Т.Н. Дунаева, В.Д. Милованова, Л.В. Мазурина

А.И. Богосвятская

Маслова Н.В., Юркевич Е.В.

Маслова Н.В., Мазурина Л.В.


Новости 1 - 20 из 86
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все


  
Система электронных платежей