Авторы

13.11.2015 22:52:00
Здравствуй, дорогой сын Саша! Хочу поговорить с тобой о твоей настоящей и будущей жизни. Об одном важном и в последние годы беспокоящем меня вопросе. О твоём сегодняшнем бессемейном положении, о продолжающемся одиночестве. Это тонкая деликатная тема, и о ней нужно бы рассуждать предельно ответственно. Но ведь и не говорить нельзя: потому что годы идут, тебе скоро исполнится тридцать лет, а это уже возраст достаточно серьёзный, должно быть зрелый – и стоит над этим задуматься.

На самом деле, всем одиноким стоит задать себе вопрос: когда же наступает эта зрелость? Как показывает жизненные примеры, она может не наступить долго. В этом причина прежде всего самого индивидуума, который вполне сознательно или интуитивно не хочет переходить во взрослое состояние. Обычно больше мужчины, чем женщины, они всё ведут себя как избалованные дети – и, бывает, так идёт до самого преклонного возраста... Человек становится взрослым, когда берёт на себя ответственность за другого человека. А это появляется только в женитьбе или в замужестве – в супружестве. Происходит превращение юноши в настоящего мужчину, а девушки в любящую жену и заботливую мать.


Твоя сегодняшняя жизнь состоит только из двух элементов: работы и отдыха от неё. Но слово «работа» происходит от слова «раб». И такой она может стать на самом деле, если посвящать ей основную часть своей жизни – и не замечать всего остального, что даётся человеку как высшему творению Божьему, призванному развивать свою жизнь во всей её полноте. Это будет тот же «талант», который он зарывает в землю. Таким же выпадением из цельности, пустым времяпрепровождением может оказаться постоянное стремление отдыхать, расслабляться, оказываться где-нибудь подальше от обыденных надоевших мест и забот. Человеку кажется, что если он уедет в другие края, если он сменит обстановку, «забудется», то он уйдёт от своего одиночества. Это – иллюзия. И на это есть поговорка: «От себя никуда не убежишь». Об этом же пушкинские строки, объясняющие духовное состояние главного героя романа Евгения Онегина: «Им овладело беспокойство, / Охота к перемене мест / (Весьма мучительное свойство / Немногих добровольный крест)»…Человек уезжает, приезжает – а если спросишь его о впечатлениях, то он ничего внятного обычно не может рассказать. Потому что он всегда один и ему не с кем близким поделиться: процесс начинается и заканчивается на нём самом.

Я убеждён, что только в кругу своей семьи, в появлении на свет детей – жизнь расширяется, приобретает высокий смысл, живую многогранную форму. Только здесь человек не будет чувствовать свою неполноту в одиночестве. Твой старший брат и младшая сестра уже разрешили этот вопрос – создали свои семьи. Возможно, в дальнейшем у них будут случаться различные жизненные проблемы, но ведь их всё-таки легче, проще решать в кругу семьи, чем оставаться с ними один на один.

Одиночество – тяжёлое состояние. Сказано было ясно: «Нехорошо человеку оставаться одному»… Само слово «холостяк»» вызывает тревожное ощущение. Если представить его ежедневный быт и времяпрепровождение, то всё его сознание вертится обыкновенно вокруг себя одного. Встаёт с утра, проводит день в занятиях, в каких-то хлопотах, потом приходит и ложится спать – и всё это время мысль человека-холостяка направлена только на самого себя. Ведь ему просто не о ком тревожиться, не о ком заботиться. Хорошо, если есть напряжённая интересная работа – дело всей жизни, захватывающая целиком. Но это бывает нечасто – и всё равно захватить тебя на всю жизнь никакой работе или делу не удастся... Идёшь по улице, наблюдаешь за благополучными семейными сценами с супругами и с детьми – а приходишь в свою одинокую квартиру и знаешь, что тебя никто не ждёт. Не с кем словом перемолвиться, поделиться мыслями и чувствами... Да, обычно у каждого холостяка есть товарищи по работе, друзья или приятели, случайные встречи, непродолжительные знакомства. Но что такое друзья? Я думаю, самым лучшим другом могут стать твои жена, сын, дочь.

Недаром, в содружество сходятся по интересам и влечениям, а брак – это религиозное таинство, связанное со священными узами («браки заключаются на небесах»). Интересы же товарищеские могут по времени совпадать, и тогда дружба состоится, но они могут в дальнейшем разойтись, и тогда дружба распадётся... Почему это происходит? Общаясь с другом, ты делишься с ним многими душевные секретами, открываешь ему свои заветные желания. И когда состояние ваших интересов совпадает,  то это положение вас устраивает. Но каждый человек по себе – это свой отдельный мир, и каждый проживает свою жизнь по своему особому пути. Мудрые люди говорят: «Не доверяй тайну другу – потеряешь и тайну, и друга».

Для подкрепления этой мысли можно вспомнить о нашем знаменитом фильме «Семнадцать мгновений весны». Тем более что там герой – русский человек – так же, как ты, находится в чужой стране... Независимость суждений и выверенность поведения – вот что более всего привлекает в этой личности. Он – спокоен, выдержан, немногословен, в прекрасной физической форме; он просчитывает свои действия на несколько ходов вперёд – и потому постоянно выигрывает в борьбе со своими противниками... Сегодня мы видим проявление этих качеств в нашем президенте России, и его пример оказывает влияние на весь мир. Известно из его высказывания, как на него в молодые годы повлиял образ этого киногероя.

Вообще любое талантливое и глубокое произведение следует понять и что-то взять для себя. Ведь не для того же создаются талантливые фильмы или пишутся книги, чтобы их только посмотреть, прочитать и потом забыть. Нет, в них вкладывается мудрость, которую авторы стремятся передать другим людям, чтобы просветить человеческое общество, обогатить, передать ему жизненный опыт и поднять его на более высокую ступень.

Что такое брачный союз? Это школа любви. Ну, где ещё человек может научиться любить? Чаще он хочет, чтобы любили только его. А настоящей любви нужно бы научить ещё с раннего детства. Вот, дали ребёнку яблоко или конфету и нужно объяснить ему, чтобы он поделился с братом или с сестрой. Так с малых лет он поймёт, что кто-то рядом с ним нуждается в его помощи и поддержке, а не то, чтобы всё было для него... Так же и в браке. Настоящее брачное супружество может стать школой, в которой человек учится любить. Процесс идёт от внешнего любования до глубокой самоотверженной любви. Когда, если люблю, то делаю не так, как я хочу, а как правильно, как нужно – поступаясь своим «я».

Что приводит человека к решению уйти от своего одиночества–сосредоточения на самом себе? Думаю, он приходит к этому, когда оно достигает в нём невыносимости. В тот момент ни друзья, ни приятели, ни даже близкие люди, ни работа, ни путешествия, ни развлечения – ничто не приносит ему успокоения. Он начинает беспокоиться, искать выход из этой ситуации.

Как найти и выбрать себе спутницу жизни? На этот вопрос существует так много книжных и дружеских советов, что можно растеряться. Сегодня же в основном всё выстроено на “мне нравится или не нравится”. Это, значит, на простейшем расчёте. Всего правильнее, когда взаимоотношения строятся на общих интересах – прежде всего семейных. Для это нужно, чтобы оба – молодой человек и девушка – созрели для совместной жизни.


Саша, ты рассказывал, что был недавно на свадьбе своего приятеля в Неаполе. Он – моквич, она – итальянка. На свадебное торжество были приглашены все родственники невесты, было много цветов, подарков и поздравлений. Свадебная церемония проходила в большом красивом костёле... Хотелось бы, чтобы у них всё сложилось хорошо. Но всё-таки слишком велика бывает психологическая разница людей, выросших в разных культурах. В начале знакомства больше играет роль влюблённость, очарование друг другом. Но впоследствии часто проявляются различия во взглядах на жизнь, на воспитание детей, вызванные разными традициями своего народа, языком, обычаями. Всё это может привести к разрыву этих отношений, которого будто бы в начале никто не хотел. Что будет горько для обеих сторон.

В современной жизни, на наших глазах, среди наших знакомых или через телевидение мы знакомимся со многими историями, когда происходит замужество или женитьба российских людей с иностранцами. И все они, как одна, похожи друг на друга: встретились, влюбились, уехали в другую страну, пожили, развелись – и начались «хождения по мукам», безотцовщина и прочие горести международных браков. Так что, Саша, я тебя прошу, – будь к этому бдителен. Осмотрись сначала и подумай. А то, что говорят «сердцу не прикажешь» и «мне нравится» – это всё больше от легкомыслия и чтобы снять с себя всякую ответственность.

Так в этом вопросе о выборе... Уже проверено веками, что стоит выбирать прежде всего не по первому впечатлению, которое может быть обманчиво. Вот поучительная история, похожая на притчу... Трое молодых друзей из сельской местности пошли в клуб на танцы. Двое выбрали себе в пару видных ярких девушек, а третий – сам видный статный парень, пригласил на танец скромную, с виду неприметную девушку, которая стояла одна у окна и о чём-то думала, склонив голову. Друзья стали над своим приятелем подшучивать: что ты не мог найти получше?.. Смотри, сколько красавиц вокруг, а ты выбрал самую неприметную... Но тот им на это ответил, что полный зрелый колос всегда опущен вниз, а пустой – выглядывает наверх и всегда по ветру качается.

Молодой человек должен видеть и понимать – кто чего стоит. А чтобы это понимать, надо ещё с детства получить правильное нравственное направление: воспитание плюс образование. Кто может их дать: семья, родители? школа? литература? Вероятно, что всё это вместе.

Вот родители... Обычно так заняты, загружены всевозможными работами, делами и заботами, что для воспитания своих детей времени не остаётся. Это, конечно, оттого, что зачастую они не придают этому воспитанию никакого значения. Они даже и не знают, для чего это нужно. Ребёнок одет, обут, накормлен, здоров и значит, всё в порядке. Да, так и самих их растили и «воспитывали». То есть, всё необходимо минимальное давали, а о самом важном не задумывались.

В качестве примера… Наша мама в детстве мечтала заниматься музыкой или хореографией. Совсем рядом на московской окраине был Дом Культуры. Но родители считали, что их дочери, как и сыну, это совсем не нужно. «Пускай бегают на воле во дворе». Так же ответили родители и маминой знакомой, когда она однажды даже прошла по конкурсу в детскую танцевальную студию при Большом Театре. При этом, родители, как это ни странно звучит, так поступали будто бы из благих намерений, решив не утруждать своих детей. Не понимая того, что ребёнку будет скучно, не интересно ничем не заниматься, не узнавать нового... И вот, только спустя много лет осуществилось их желание. Они на пенсии попали во взрослый танцевальный коллектив – и теперь с огромным увлечением занимаются народными танцами. Можно представить, как чудесно, что эта их детская мечта в них не потухла, а только ждала своего часа – и, наконец, дождалась. Но сколько лет было утеряно.

Взрослые люди не представляют, что ребёнку, кроме просто минимального нужного, ещё необходимо много чего – как «лишнее», для его духовного развития. Чтобы расширились свойства его души. Чтобы повзрослев и встретившись с жизненными трудностями, он не разочаровался в жизни, не заскучал, не впал в тоску, а нашёл себе по душе занятие. Душа должна быть развита и заполнена большим содержанием. Можно сказать, что воспитание – это культурное и духовное наполнение души.

Родителям часто не хватает понимания, что с ребёнком нужно постоянно общаться. Что детям необходимы их внимание и любовь. Им иногда даже достаточно того, чтобы посидеть рядом с ними и вместе помолчать... Случилось как-то услышать воспоминание уже немолодого человека о том, как однажды в детские годы они с отцом просидели рядом почти всё время молча целый день на рыбалке – и это событие вспоминается ему с благодарностью, как самый счастливый день в его жизни... Ребёнок был счастлив тем, что его отец общался с ним как со взрослым человеком. Что в этот день его папа принадлежал только ему.

Поговорим теперь о школе и о литературе... Мы отдаём своего ребёнку в школу – маленького, ещё несмышлёного. Мы надеемся, что там, как в храме знаний, его научат многим знаниям, которые помогут ему в жизни, чтобы он научился дружить, был добрым, честным, справедливым.

Школа – вроде бы должна давать ученикам хорошие свойства. Кроме навыка хорошо учиться, прививать любовь к своей стране – учить патриотизму. И она как будто учит: учат гимн страны, какие-то даты из отечественной истории. Но почему этот патриотизм так легко выветривается, как только молодые люди выходят из школы, получив возможность думать и высказываться – и почему-то чаще всего совсем не так, как и чему их учили в школе... Столько много сегодня у нас молодых людей покидают свою родину без сомнений и сожалений, а если и остаются в ней, то не проявляют к ней уважения, осуждают её за реальные или любые вымышленные прегрешения, не признают её заслуг, принижают её достоинства. Не понимают её назначения.

Можно вспомнить стихотворение И.А. Бунина: «Они глумятся над тобою, / Они, о родина, корят / Тебя твоею простотою... <...> Так сын, спокойный и нахальный, / Стыдится матери своей / Усталой робкой и печальной / Средь городcких его друзей...». В этих строках Иван Алексеевич Бунин выразил свою обиду, горечь и боль за неблагодарное отношения безрассудных сыновей или дочерей к своему отечеству России – к родине, которая дала им всё.

Вот, мой товарищ, с которым мы учились в ленинградском инженерном институте – сегодня вовсю с горячностью ругает, нападает на российские порядки и сильно хвалит, явно преувеличивая, порядок европейский. И сколько бы я ни пытался его охладить, приводя различные резоны и доводы – он к моим обоснованиям не прислушивается. А всё стоит на своём – с жаром доказывает и твердит, что Россия и всегда была страной отсталой, что здесь всегда воровали... и остальное в том же роде. Семья его старшей дочери в конце 1990-х годов уехала в Норвегию, и там им удалось «хорошо устроиться». Ещё и поэтому он так привязан к европейским ценностям. А ведь он был коммунистом... И семьянин он хороший, живёт согласно с женой, заботится о детях и внуках. Но ведь забота эта материальная, не духовная – о которой он мало вспоминает на этом уровне. Вот в этом и вся коммунистическая идея была заключена: забота о внешнем, отстраняясь от духовного. От коммунизма будто мы отказались, а внутреннее содержание людей почти такое же во многом и осталось.

У нас часто забывают или не принимают во внимание, что человек должен быть прежде всего добрым, праведным, честным, а это состояние внутреннего ума – души. Почему в школе на самые важные воспитывающие душу качества не обращают максимального внимания? Не пробуждают в своих учениках, молодых взрослеющих людях нравственное мировоззрение? Это ведь для них может стать ориентиром. Если даже они не всегда будут следовать этому направлению – то всё равно, отдаляясь от него в заблуждениях, в страстных увлечениях – ориентир этот может им указать выход на правильную дорогу. Но, к большому сожалению, в наших школах этого нет или совсем мало. А есть штампы, схемы («методические указания»), по которым готовят учителей, а те в свою очередь так же учат своих учеников.

Мои школьные годы прошли благополучно, и воспоминания окрашены в спокойные тона. И всё же ощутимый налёт схематичности от этого периода остался. А вот у моего младшего брата отношение к школе более резкое и непримиримое. И это я сегодня вполне понимаю. Потому что видел этих ребят или девушек, которым в школе было очень неуютно. Их угнетали эти бесконечные шаблонные требования «успешности», без понимания их полезности и нужности для самой жизни... Когда брат в ранней юности начал писать стихи, то его стихотворение о школе было одним из первых: «Школа – грустная пора, / Скучна и убога: / Вера в странные мира / И неверье в Бога. / Нудный тон учителей, / Поседевших в школе, / Заучивших что-то в ней / И не знавших боле./Знаний тягостнй зубрёж,/Истин очень спорных..» и, далее, опустив самые резкие выражения, следует вывод: «Что я вынес из тебя? – / Боязнь и сомненье...».

Вероятно, с таким жёстким выводом о школе кто-то не согласится. Я думаю, Саша, что и ты, наверное, будешь не согласен. Ты всегда учился на «отлично», был одним из первых учеников. Тебя хвалили и отмечали... Ты с увлечением занимался всем, что мы родители тебе предлагали. В результате закончил одновременно три школы: общеобразовательную, музыкальную и художественную. При этом успешно занимался спортом: борьбой самбо, хорошо плавал, бегал на лыжах… Как я заметил по своему школьному опыту, обыкновенно в классе «круглых» отличников не любили – за высокомерие, за горделивость. Ведь школьные отметки – показатель больше усидчивости и упорства, чем настоящих творческих знаний. Тебе же, при отличных оценках, удалось избежать этого неприятия одноклассников, и это мне в тебе нравилось. Значит, спеси в тебе было немного, а были открытость и радушие.

Саша! Мне хочется ещё в качестве наглядного поучительного примера, вспомнить о своей однокурснице по институту, с необычным для меня именем Нэлли. У неё была такая удивительная способность: она с особым вниманием относилась к своим сокурсникам. Всегда старалась подойти и с тактом, предельным доброжелательством отметить какие-нибудь хорошие отличительные особенности сделанной работы, творческого задания, даже если в целом был весьма средний уровень. Или могла утешить, когда что-то не получалось. Я видел, как человек буквально оживал, получая такую поддержку. У него сразу удваивались силы, и возникало желание достигнуть большего... Мне всегда помнится этот пример: как нужно бывает сочувствие другого человека.

  Но в чём всё-таки должно быть главное направление школы? – необходимость вырастить доброго, честного, верного высоким нравственным принципам человека, а не просто успевающего или «успешного». Успешность, которая вовсю культивируется, насаждается во всём мире, напрямую связана только с карьерой как целью, которую надо достичь «любой ценой». А через эту борьбу, конкурентность проистекает целый ряд приобретаемых противоречивых качеств: нетерпимость, непримиримость, цинизм. «Ты должен стать первым», «ты должен быть лучше всех».

Этого сегодня так много в нашей жизни: отрицательные примеры недостойного жизненного поведения, сюжеты многих показываемых нам фильмов, пишущихся и издаваемых книг – они во множестве строятся на грубо понятой эволюционной теории, низменного буржуазного общественного устройства – агитируют за права сильного над слабым, богатого над бедным или над не способным заработать себе миллион. Возникает впечатление, что поднялся вал негативности, и эта волна прямо захлёстывает и может поглотить наше общество. С этим не хочется мириться. Но что этому противопоставить? Опять же, прежде всего – воспитание, направленное на совершенно иное восприятие мира.

Принцип доброты и честности должен пронизывать всю школу, во всех её частях и в отношениях, и во всех предметах. Но, конечно, особую воспитательную роль нужно отвести литературе, русскому языку.

Посмотрим на русскую литературу... Её необходимо не столько учить, запоминать или правильно писать сочинения – следует правильно понять, в чём её высокий нравственный смысл, и на него прежде всего указать. Так мы найдём ключ к её разгадке. Эту литературу даже многие из проницательных иностранцев называют «великой и святой». А вот почему? – об этом, вероятно, немногие догадываются. Да потому, что если на неё прямо и непредвзято смотреть, во многих своих образцах она пронизана христианской нравственностью и духовностью. Она именно учит доброте и справедливости.

Вот, роман Ф.М. Достоевского «Идиот». Чем поразил и душевно привлёк к себе многих прежде незнакомых людей приехавший в Петербург, а перед этим долго лечившийся в Швейцарии, с виду неприметный молодой человек Лев Николаевич Мышкин? – Прежде всего, своей добротой, вниманием и участием к каждому встретившемуся ему человеком. И он же, рассматривая портрет незнакомой ему Натальи Филипповны, поражённый её красотой и внутренним достоинством, произносит: «Хорошо, если бы она была добрая...».

В Татьяне – героине романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», – что прежде всего привлекает? Это её верность нравственным законам. Искренне полюбив Евгения, но не получив от него ответного чувства, она приняла это со смирением. Онегин же не увидел, не понял, что перед ним чистая глубокая девушка, не захотел расстаться со своей свободной жизнью. Он с холодным умом и сердцем отверг любовь провинциальной девушки – о чём впоследствии раскаивался, что когда-то не оценил, какое сокровище ему было послано судьбой.

Или известный по роману И.А. Гончарова такой неоднозначный образ Ильи Ильича Обломова – о нём обычно говорится, что он даром провёл свою жизнь, загубил её – из-за хандры, лени, разуверенности в своих способностях... На это можно посмотреть с другой стороны и более проницательной... Вообще, нужно задать с самого начала главный вопрос: для чего мы живём? для чего даётся нам эта жизнь – одна единственная и уже никогда на земле неповторяемая? И ответить на него. Тогда уже многое станет более-менее ясно, тогда уже ответим и на другие. Это как свет фонарика в полной тьме – высветив, мы сразу поймём, где находимся. Так вот, по христианскому духовному пониманию (а мы все находимся в христианской цивилизации, которая выстроила нашу культуру и мировоззрение, взгляды на мир и человека – только мы об этом почему-то забываем) – согласно ей, самое важное – это забота о сохранении целостности своей души.

А если это так, то герою романа эта задача всё-таки удалась вполне. Именно этой задачей он инстинктивно прежде всего и озабочен. Уходя от суетной жизни в пределы своих мечтаний, он, несмотря на кажущиеся потери, всё же сохраняет, как говорит его друг Андрей Штольц, – «своё удивительное мягкое любящее сердце». Это как раз та ценность, которую сам Штольц хоть и ценит, но не имеет. Его жизненная задача, и об этом он проговаривает своему другу, – стремиться к достижению, приобрести успех в обществе и заработать свой миллион. На встречный же вопрос Ильи, а что будет он делать потом, когда этот миллион заработает, тот отвечает, что будет зарабатывать другой миллион... На что Обломов промолвил:  «А когда же жить?»

В лучших произведениях русской литературы показаны примеры высокой нравственной стойкости и выдержанности, по которым можно воспитывать каждое новое поколение. Правильно воспринятые образы и характеры литературных героев многое могут нам дать для нашего формирования.

  А если говорить о сегодняшних днях, то ведь и в нашем времени можно встретить немало удивительных примеров позитивного духовного поиска современного человека. Иногда кажется, что этого почти нет, но когда вдруг сталкиваешься – обнаруживаешь, что не всё потеряно и движение в этом направлении продолжается.

Расскажу запомнившийся мне эпизод... Я недавно с приятелем ехал в машине, и мы попали в обычную московскую пробку. По радио шла передача о поведении автомобилистов на наших дорогах. Программу вели двое ведущих, а им звонили слушатели: делились своими мнениями и задавали вопросы. Один из слушателей поделился тем, как он переживает, когда видит неправильное поведение водителей на дороге, а, приезжая домой, вечером часто сокрушается, что в очередной раз опять не сдержался, перенервничал или грубо вступил в споры с другими водителями. «Вот!.. – сказал один из ведущих передачу, – в этом-то самое важное!.. Мы забываем, что мы христиане. А что самое главное в христианстве? Самое главное, как сказал Христос, не передавать пришедшее к вам зло дальше, а остановить его на себе...». Второй ведущий передачу и слушатель с этим открытым мудрым суждением согласились.

А я, выслушав подобное радиоразмышление с отрадным чувством, сразу подумал, что будет у нас будущее, если такого рода мысли станут являться нашим людям всё чаще, обретая крепость в нашем народном сознании.

Г. Семёнов



Возврат к списку

Петров В.

Маслова Н.В., Антоненко Н.В., Клименкова Т.М., Ульянова М.В.

Антоненко Н. В., Клименкова Т. М., Набойченко О. В., Ульянова М. В.; науч. ред. Маслова Н.В. / Отделение ноосферного образования РАЕН

Антоненко Н.В., Ульянова М.В.

Шванева И.Н.

Маслов Д.А.

Милованова В.Д.

Куликова Н.Г.

Набойченко О.В.

Астафьев Б.А.

Маслова Н.В.

Мазурина Л.В.

Шеваль М.

Швецов А.А.

Качаева М.А.

Бородин В.Е.

Н.В. Маслова, В.В. Кожевникова, Н.Г. Куликова, Н.В. Антоненко, М.В. Ульянова, И.Г. Карелина, Т.Н. Дунаева, В.Д. Милованова, Л.В. Мазурина

А.И. Богосвятская

Маслова Н.В., Юркевич Е.В.

Маслова Н.В., Мазурина Л.В.


Новости 1 - 20 из 86
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все


  
Система электронных платежей