Авторы

12.03.2015 17:40:00

Обычно под «традиционной культурой» понимают некоторые осязаемые вещи, которые можно увидеть, потрогать или услышать. Традиционная одежда, жилища, вещи, ремёсла, песни и музыка. Всё это нередко пытаются реконструировать, восстанавливать, использовать, коллекционировать. Эффективно использовать в различных бизнес – проектах.

Часто всё это вызывает немалый интерес и массу эмоций. Действует всемирная «этноиндустрия», объединяющая торговые центры, музеи, музыкальные и танцевальные коллективы, а также многое другое.

Но практически всё это – так называемые вторичные формы традиционной культуры. Хотя их восстановление и «ввод в оборот» требует огромного труда и таланта. Нередко они сами по себе необычайно совершенны и достойны глубочайшего уважения, приносят значительную пользу.

Однако они чаще всего вырваны из контекста традиционной культуры, играют совершенно иную функциональную роль. Огромное разнообразие значений объектов традиционной культуры сводятся к едва ли не двум – удивлять и развлекать. Образовательная и идеологическая функции вторичных форм традиционной культуры во многом утратили свою значимость.

В функционирующей традиционной культуре всё имеет реальную социальную значимость. Вторичные формы традиционной культуры чаще всего образуют различные виртуальные и игровые конструкты, радикально оторванные от своей традиционной функции. Старинное оружие в музеях или на реконструкторских фестивалях не предназначено для обороны, устраиваются сценические реконструкции традиционной свадьбы весьма далёкие от репродуктивной функции.

Современная «любовь к старине» вполне укладывается в нынешний постмодернистский уклад жизни, которая в значительной степени основывается на всевозможных виртуальных реальностях самого разного уровня и объёма.

В этой связи заслуживает отдельного рассмотрения сложная современная религиозность, когда для одних религия – игровая реальность, близкая к сетевой игре или реконструкции, а для других – остаётся религией в традиционном смысле слова.

Поэтому ношение традиционной одежды, знание песен и танцев, некоторых традиционных занятий, участие в религиозных обрядах не делает человека носителем традиционной культуры. Всем этим может вполне заниматься обычный современный постмодернист.

Для носителя же традиционной культуры характерен традиционный образ жизни, включающий в себя традиционные виды профессиональной занятости, проведения досуга, традиционную специфику человеческих отношений (отношения в семье, со старшими и младшими, местными и чужаками и т.д.), поведенческие стереотипы. Также большое значение имеет картина мира, включающая в себя представления о своих и чужих, религиозные представления, представления об устройстве и структуре мира и пр.

При сохранении всего этого традиционная культура будет сохраняться и при серьёзных изменениях в конкретике. Например, североамериканские индейцы не отнюдь не утратили своей самобытности, начав пользоваться лошадьми и ружьями.

Однако традиционные занятия и образ жизни в истории народов нередко менялись. Взять хотя венгров или евреев. Картина мира так же нередко менялась. Например, с развитием системы образования.

И, тем не менее, традиционная культура сохраняется в значительной степени даже после изменения традиционных занятий и картины мира. Она существует, пока сохраняется традиционная специфика отношений между людьми или хотя бы часть поведенческих стереотипов. Пока сохраняются традиционные объединения представителей данного этноса (родственные, соседские, мужские коллективы и пр.). Эта система со временем наполняется разным содержанием: новыми песнями, танцами, обрядами, вещами. Но традиционная культура этноса продолжает жить.

А при разрушенных отношениях между людьми знание и реализация конкретики часто превращается в мёртвую показуху.

Вот люди собираются и поют старинные песни. А общаются ли они друг с другом «по жизни»? Помогут ли, если кто-то попадёт в больницу или другую сложную ситуацию? Ведь в древности без взаимопомощи не мог обойтись ни один коллектив.

Таким образом, традиционная культура не столько вещи, слова и обряды, сколько отношение между людьми и их поведение в быту.

http://narodnazemle.ru/node/41



Возврат к списку

Петров В.

Маслова Н.В., Антоненко Н.В., Клименкова Т.М., Ульянова М.В.

Антоненко Н. В., Клименкова Т. М., Набойченко О. В., Ульянова М. В.; науч. ред. Маслова Н.В. / Отделение ноосферного образования РАЕН

Антоненко Н.В., Ульянова М.В.

Шванева И.Н.

Маслов Д.А.

Милованова В.Д.

Куликова Н.Г.

Набойченко О.В.

Астафьев Б.А.

Маслова Н.В.

Мазурина Л.В.

Шеваль М.

Швецов А.А.

Качаева М.А.

Бородин В.Е.

Н.В. Маслова, В.В. Кожевникова, Н.Г. Куликова, Н.В. Антоненко, М.В. Ульянова, И.Г. Карелина, Т.Н. Дунаева, В.Д. Милованова, Л.В. Мазурина

А.И. Богосвятская

Маслова Н.В., Юркевич Е.В.

Маслова Н.В., Мазурина Л.В.


Новости 1 - 20 из 86
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все


  
Система электронных платежей