Авторы

18.07.2014
«НЕ ИЗМЕНЯЙ СЕБЕ, ВЕЛИКАЯ РОССИЯ!». Ф. Тютчев и Н. Рубцов – поэты Святой Руси

Книга «Не изменяй себе, великая Россия!», надеемся, станет естественным и  органичным продолжением предыдущего разговора о России, Русской Литературе и Русском Слове, начатом в двух предыдущих книгах - «Душа России» (А.С.Пушкин и Н.М.Рубцов) и «Из пламя и света рожденное слово» («М.Ю.Лермонтов и Н.М.Рубцов – поэты православного народа»). Ровно через 63 года после кончины поэта Ф.И.Тютчева, в томящейся под безбожным игом России будет явлено долгожданное чудо в лице нового певца русского верующего народа – Николая Михайловича Рубцова. Известно, что в ночь на Крещение Господне, когда совершилось злодеяние - убийство поэта Рубцова, в его квартире, на полу, вместе с опрокинутыми со стола святыми иконами, была обнаружена книга в потертом сафьяновом переплете. Это был томик стихотворений Федора Тютчева. «Ближе всего по духу, по убежденности, каким-то формальным установкам мне Тютчев», - говорил Н.М.Рубцов. Всеобъемлющего представления о поэте Ф.Тютчеве в нашей литературе до сих пор нет. Всплеск интереса к тютчевскому творчеству произошел уже после смерти поэта, однако он не совпал с тогдашним революционно-либеральным настроением разделенного и разношерстного интеллигентного общества, окончательно оторвавшегося от своей религиозной, национальной, народной почвы. Несвятая Россия, влекомая чуждыми ей взглядами и идеями, полным ходом шла к октябрьской катастрофе 1917 года. Многим уже было не до христианских поэтов-гениев и мыслителей Пушкина, Лермонтова и Тютчева. После большевистского переворота имя Тютчева было практически забыто и если упоминалось, то разве что в связи с его некоторыми лирическими стихами. Так что впору говорить о новом открытии поэта всемирной отзывчивости Ф.И.Тютчева. И сделаем мы это, разумеется, с чисто православной точки зрения, единственно верной и беспристрастной, потому что все наши великие русские поэты любили Святую Русь и русский народ-богоносец. А всенародная посмертная слава поэтов лучше всяких слов свидетельствует, что русский народ, да и другие народы полюбили Тютчева и признали его не только своим, но и мировым достоянием.

До сегодняшнего дня спорят о словах поэта Федора Ивановича Тютчева: «Умом Россию не понять». Хотя, на самом деле, в знаменитом тютчевском изречении нет даже предмета для спора, потому что одним умом, да еще ограниченным человеческим, вообще ничего нельзя понять и усвоить из того, что составляет святыни для любого народа. «Без Христа мы во всем заблудимся», - настаивал великий русский писатель Ф. М. Достоевский. Не хочет верить западный изощренный и прагматичный ум в Россию Христа, в Россию Святой Богородицы и всех святых, Богу угодивших, но это уже его проблемы. Для России самое важное и наиглавнейшее – верить в Распятого Господа и в Воскресение Его. Остальное же приложится. «Неверующего ничем не уверишь», - с горечью говорил еще преподобный Серафим Саровский. А то, что без Православия нельзя понять и принять Россию – так в этом как раз и заключается ее особенность, ее страннолюбие, достоинство, смирение, нищелюбие, кротость и нелицемерная любовь к каждому страдальческому сердцу и к любому народу на земле. Узнай Православие и станешь родным не только православному русскому, настоящему русскому, дорогим Богу человеком, но и всечеловеком во Христе! Будь православным и станешь не только всеевропейцем, но и богочеловеком! Будь православным – и спасешься! А что может быть на земле важнее спасения души? Сам Федор Тютчев дал такой ответ на все человеческие недоумения насчет веры в Россию: «Не верь в Святую Русь, кто хочет,/Лишь верь Она Себе Самой,-/И Бог победы не отсрочит...». Поэтому поэтическое наследие великих русских поэтов, Тютчева и Рубцова в частности, тем и важно, тем и дорого, тем и бесценно, что оно ведет ко Христу, что оно раскрывает величие духовного подвига России, что оно призвано любить святое в России не одним умом и чувствами, но всей душой. Внимая таким поэтам, как Тютчев и Рубцов, человеку будет намного легче придти к Святой Троице и воспеть все Божественное неслыханными доселе благодарными словами. Без Тютчева и Рубцова мы, наоборот, весьма скоро погрязнем в грехах и погрузимся в житейскую сутолоку и тьму, забудем обо всем возвышенном, врастем в землю и погибнем.

Современник Пушкина и Лермонтова поэт Федор Тютчев стоит как бы посреди  убитых поэтов-мучеников и гигантов русского духа – Батюшковым, Пушкиным и Лермонтовым, с одной стороны,  и Блоком, Есениным и Рубцовым, с другой. Все они и составляют гордость нашей отечественной и мировой литературы. Эти поэты наиболее полно отразили характер и святость правдивого христианского слова, основанного на Евангелии Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому именно жизнь и творчество Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Блока, Есенина и Рубцова подверглись самым беспринципным искажениям, вымыслам, а то и просто замалчиванию. То, что эти поэты возвестили о Боге, мире, человеке и о России – это наш народный, бесценный духовный капитал, с которым мы стоим впереди всех народов, и не в силу каких-то национально-патриотических амбиций, а в знамение определенной самим Богом миссии России – стать в конце земных времен всеобщим примирителем, показать пример терпения всех находящих скорбей во Христе до конца. Митрополит Иларион (Алфеев) пишет, что «имена Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского и других «вписаны золотыми буквами не только в историю мировой литературы, но и в историю Православной Церкви (а это значит, что все наши великие  поэты – это Церковное и народное достояние! - прим. авт.) Они жили в эпоху, когда все большее число представителей интеллигенции отходило от Православной Церкви. Крещение, венчание и отпевание по-прежнему происходили в храме, но посещать храм каждое воскресенье считалось среди лиц высшего света едва ли не дурным тоном. Когда один из знакомых Лермонтова, зайдя в церковь, неожиданно обнаружил там молящегося поэта, последний смутился и стал оправдываться тем, что будто бы пришел в церковь по какому-то поручению бабушки».

Обычно от православных верующих настойчиво ждут примера идеального исполнения ими евангельского идеала. Но такие не видят главного в России – кротости и смирения ее народа, в ХХ веке победившего атеистов-безбожников и германский фашизм. Перемололи зло не староевропейцы, а те, кто молились и терпели по подобию Господа. Они-то и победили! Исполнилось-таки тютчевское пророчество о столкновении Революции с Россией, из которого Россия вышла победительницей! Кроме всего прочего, благодаря России, остались неисполненными необоснованные притязания протестного германского духа на свое господство в мире помимо католического папства и интернационала социалистов с коммунистами. Поэтому, когда говорят о якобы «чрезмерных» жертвах, принесенных Россией на алтарь таких всемирно-исторических побед в ХХ веке, то не оскорбляется ли при этом священная память тех, кто не только душу, жизнь положил за то, чтобы торжествовала не злоба, а Любовь?.. Говоря словами А.С.Пушкина, русский народ призван «не для житейского волнения», которое так ныне распространено на Западе, «а для звуков сладких и молитв». Молитвенной и Мученинческой России не понимает или не хочет понимать неправославный мир. Но Россия молилась, молится и будет молиться за всех до конца земной истории. В этом ее духовное предназначение. Поэтому поэт Федор Тютчев и писал: «В Россию можно только верить!» Нас спросят: «В какую такую Россию можно и нужно верить? И как верить в страну?» Мы, продолжая Тютчева, отвечаем: «Верить можно и нужно в Святую Россию: Россию святых Праведников, в Россию святых преподобных Отцов, в Россию святых Патриархов и Святителей, в Россию святых Чудотворцев, в Россию святых Мучеников и Исповедников, в Россию святых Юродивых и Блаженных, в Россию святых Страстотерпцев, в Россию ежедневно кающихся перед Богом миллионов русских людей, и не только их, но и тех, кто любит святое на Руси».

Ф . И.Тютчев по-своему, но в самобытно-народном духе, развил многие пушкинские идеи. Он стал предвосхитителем того, о чем во весь голос станут говорить писатель Федор Михайлович Достоевский и поэт Александр Блок. Это вопрос отношения России и Запада, а также характеристики наступившего в мире века, как времени отступления от Правды Евангелия и подчинения миру зла со всеми вытекающими последствиями, среди которых главная – бездушие и равнодушие людей к Слову Божию.

И Пушкин, и Тютчев, и Рубцов – все они ратники пламенного русского слова, призванного будить спящие души к пробуждению и к воскресению в духе кротости, смирения и любви:

 

                                                      «Мой друг, Отчизне посвятим

                                                      Души прекрасные порывы!»

                                                                           А. Пушкин

 

                                                      «Не все душе болезненное снится:

                                                      Пришла весна – и небо прояснится»

                                                                           Ф.Тютчев 

 

                                                                  «Окунись душа,

                                                                  В чистую волну!»

                                                                           Н. Рубцов

 

Но за что именно так любят поэта Тютчева в России и в мире? Почему стихи Тютчева производят необыкновенное духовное воздействие на нашу душу, так что их невозможно забыть? Ответ очевиден: за великое, любящее сердце поэта, из которого излились самые искренние и задушевные чувства. Но и этого мало! Тютчеву удалось объединить в одном себе и чудесно выразить в самом высоком христианском смысле православные миры и планеты. Тютчевский подход ко всему происходящему установлен свыше, он над миром суеты и житейской гордости. Речь идет о таинственном православном космогонизме, всеобъединительном и нераздельном, способным сочетать мирское с Божественным так, что все страдает, поет и живет во славу Божию. Этот очень редкий дар Тютчев развил так, как никто до него и никто после него. Одновременно ясные, легкие и в то же время глубокомысленные стихи Федора Тютчева производят самое настоящее откровение и открытие. Ими восхищаются и христиане, и нехристи, друзья и враги, любящие Россию Святого Духа и ненавидящие Святую Русь. И все это оттого через Тютчева, через его невиданную душевную и сердечную работу, несомненно, действовал Промысел Божий о мире и о человеке.

Поэт Николай Рубцов – не только достойный продолжатель Тютчева, но и всей плеяды русских поэтов от Ломоносова и Державина, для которых служение Богу чистым и одухотворенным словом было главной целью их жизни и творчества. Поэзия Тютчева и Рубцова противостоит однобокому рационализму и рассудочности во имя земного и увлекает человека в Небесное Царство, в настоящее наше Отечество.




Возврат к списку

Петров В.

Маслова Н.В., Антоненко Н.В., Клименкова Т.М., Ульянова М.В.

Антоненко Н. В., Клименкова Т. М., Набойченко О. В., Ульянова М. В.; науч. ред. Маслова Н.В. / Отделение ноосферного образования РАЕН

Антоненко Н.В., Ульянова М.В.

Шванева И.Н.

Маслов Д.А.

Милованова В.Д.

Куликова Н.Г.

Набойченко О.В.

Астафьев Б.А.

Маслова Н.В.

Мазурина Л.В.

Шеваль М.

Швецов А.А.

Качаева М.А.

Бородин В.Е.

Н.В. Маслова, В.В. Кожевникова, Н.Г. Куликова, Н.В. Антоненко, М.В. Ульянова, И.Г. Карелина, Т.Н. Дунаева, В.Д. Милованова, Л.В. Мазурина

А.И. Богосвятская

Маслова Н.В., Юркевич Е.В.

Маслова Н.В., Мазурина Л.В.


Новости 1 - 20 из 86
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все


  
Система электронных платежей