Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Авторы

16.02.2013

Душа России! В чем она держится, если тело Православной России постоянно терзается и мучится овладевшими весь мир страстями!?.. Держится душа России нищетой смирения! Сила Божия совершается в осознании недостоинства и греховности перед лицем Божиим и в вере, что Господь по силе раскаяния личных грехов людей совершит в теле России дело спасения не только Ее одной, но и другим народам покажет единственный выход исхода всех душ, жаждущих всесовершенства и  Бессмертной Любви. Иначе и высокими словами можно утверждать о том, что, как и всякая душа, сотворенная Богом, душа России содержится Вседержителем всего видимого и невидимого, и Он один ведает все пути и судьбы русского народа.

Солнечным первомайским утром мы едем в Зорино. Зорино! Зоренька!! – вот как следовало бы назвать нашу Русскую сторону!  Весна в Курске в 2012 году совершенно удивительная: все вокруг цветет из-за установившейся рано жары, все вместе – вишни, груши, черешни, яблони, абрикосы, сливы. Молодая зелень сродни вечно обновляющейся в духе России, после невиданных скорбей обретающей новое цветение и жизнь. Справа за Клюквой остался памятник и братская могила – русский воин с винтовкой за плечом. Если бы не русский солдат, каким бы стал сегодня мир?.. Вот и поворот на Полевую. Под дорожным указателем можно увидеть радостную табличку «К могиле монахини Мисаилы». Много дорог и разных у нас на Руси. Немало распутий у каждого человека – куда пойти, чтобы уцелеть в мире, где добро и любовь от Бога-Христа попраны, а все человеческое, даже греховное, прославлено и принято за правду?.. Мы едем к матушке Мисаиле! Мы знаем, что нас встретит живая Благодать! Почему-то вспоминается завет Батюшки Серафима Саровского: «Приходите ко мне на гробик и все, что есть на душе у вас, то и говорите, и я вас услышу». Святость всегда слышит, надо звать святость, просить у святости, беречь святость и не бояться отдавать святость во Христе нуждающимся в ней. Кто была матушка Мисаила, как не добрая исполнительница всего повеленного ей Богом и Матерью Божией. Духовная святость все знает, и нет ничего тайного, чтобы укрылось от нее. «А ведь монахиня Мисаила – духовная мать наша, - с радостью пронеслось в голове, - стоит обратиться к ней, и получишь поддержку, утешение и помощь». Всего одна подвижница Божия стяжала такую благодать Святого Духа, что и после отхода в вечные обители продолжает всем прибегающим к ней милосердствовать! Страшно силен человек Божий и необорим никаким таким злом. Более полувека в безбожные советские годы монахиня принимала у себя в тесной кухонке с одним окошечком и русской печью посетителей, и никто не отходил от нее без совета, помощи и поддержки... Принимая страждущих и обремененных днем и ночью, матушка Мисаила стала живым воплощением героини рубцовского стихотворения «Русский огонек». Она и была и есть этот неугасимый русский огонек, который продолжает светить всем во все более разрастающейся пустыне человеческой гордыни и своеволия.

Мимо машины с очень русским названием «Лада-Калина» (хотя какой же такой сегодня на Руси лад, да и песню о калине красной не слыхать чтобы пели?) проплывают бедные курские селенья, и сердце невольно сжимается - и это называется ХХI век?.. Где-то «модернизации», а тут простая сельская жизнь, брошенная на самотек и выживание горе-модернизаторами. Но тем не менее все эти низенькие домики, гуляющие тут же гуси и куры, пасущиеся на зеленых косогорах кони не вызывают никакого раздражения – это и есть настоящая, трудолюбивая Россия. Зайди в любой дом, и увидишь святые иконы в углу, и никто из жителей неодобрительно не отзовется о том зле и грехе, в котором привык жить мир веками. А неодобрение зла – это и есть Любовь. Машина вырывается на просторы полей. Некогда заросшие, они теперь приобретают былой, ухоженный вид. Мощный трактор, словно навозный жук, возится на громаде необъятного поля, оставляя за собой густой шлейф поднимаемой пыли. А вот и показалась главка Богородичной церкви во славу Образа Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Вдумаемся в название! В мире неустроения, скорби, переживания, временное торжество греха, разнузданные страсти, утехи, но Радость Одна на всех – Матерь Божия! Всех Радостей Радость величал Богородительницу преподобный Курской Земли и всей России Серафим Саровский. Святой Серафим призывал отгонять всякую временную, земную радость, чтобы не лишиться вечной, небесной Благодати Святого Духа. Да, есть скорби и немало скорбей, но есть и Матерь Божия – Она не оставит, когда другие предадут: Она поможет, когда друзья откажут в подмоге; Она утешит, когда вокруг станут обвинять, судить и злобствовать. Разве это не Радость! Вспомнился поэт Николай Рубцов, который пережил войну, сиротство и другие несчастья. Но ведь Николай не сломился, не написал ни одной злобной строчки! Вот пример истинного, не показного христианства! В книге о Песчанской Чудотворной Иконе Матери Божией «Всемилостивая» я прочитал рассказ одной женщины, которая пережила муки отчаянного сиротства, так как была брошена родителями. Она не могла слышать слова «мама». И даже о Матери Божией, она лишний раз старалась не вспоминать, что и Она – тоже Мать. Вместе с тем женщина очень любила иконы Богоматери и более всех – Владимирскую. И вот однажды во сне она видит очи Пресвятой Богородицы, устремленные на нее, и они словно бы говорят: «Разве Я виновата?». С тех пор острота сиротства у этой женщины притупилась, она получила значительное утешение.  Поэтому, когда нам плохо, прибегнем к размышлению, что, во-первых, есть немало людей, которым именно в эту самую минуту нашу скорбную, в сто раз хуже нашего (стоит сразу, тот час о всех бедствующих сотворить молитву); во-вторых, обратимся к Матери Божией со своими словами прошения – «не оставь», «прости, Владычица», «помоги, Преблагая», «прости, Всесвятая» и так далее. Через некоторое время все уляжется и скорбное пройдет.

Ах, какой Богородичный храм – сиятельный, русский, легкий, веселый! «Вот какая вера должна быть внутри тебя» - говорит храм... А  такого как раз очень мало, почти ничего нет, все подавлено плотским миром и собственным эгоизмом, и становится не по себе... Лес крестов теперь перед храмом. Еще сравнительно недавно тут были редкие могилы...

А за храмом Вечная Русь – в долинах дома, дороги, распаханная земля, все как на ладони. И в тесном, но уютном храме тоже Русь, еще большая, чем там на курских просторах, потому что здесь свято есть, а там за святое надо еще побороться, осилить зло и стать беззлобным. На аналое пред Царским вратами икона «Воскресение Христово». Пасха! Христос воскресе! Праздник прохождения через земные мытарства в Царство Небесное. В правом углу пока еще не освященного храма (Литургия служится) хоругвь пасхального цвета с Господом, икона «Всех скорбящих радость» и образ преподобного Серафима Саровского. Вот оно одно общее для всех дело – Богослужение. Жизнь, как служение Богу, и есть радость, а иначе грех, грех и грех, все затемняющий,  умертвляющий и изобретающий разные красивые личины для ловкого обмана и ловли человеческих душ. Батюшка Серафим, отходя в нетленные кровы, пел пасхальные песнопения: «Светися, светися, новый Иерусалиме...». Не таким ли новым Иерусалимом должна стать и наша душенька, чтобы обрести высшее небесное гражданство... Правда, паспорт для небесных граждан совсем не такой, как на земле, он духовный, можно сказать, свято - крещенский,  и состоит из добродетелей, ради Христа в жизни содеянных.

Когда-то неподалеку отсюда стояла Богородичная церковь. Матушка Мисаила любила бывать в ней. Но пришли воинствующие безбожники, и храм был разрушен. Матушку Мисаилу погребли как раз возле алтаря храма. Но где те антихристы сегодня,  святость же пребывает в новой церкви, она явно ощущается возле святой могилки русской монахини-подвижницы, к которой едут со всей Руси. Во всей русской природе здесь в курском Зорино разлита ширь и благодать, которая постепенно открывается, начиная с небольшой церкви и могилы матушки, а затем предстает во всей своей мощи на высоком берегу древнего Сейма. Сколько веков видели эти достославные русские земли! Дороги нам каждая могилка (брат или сестра), каждая пядь сырой землицы, которую ворог брал с боем, мечтая осесть на ней навсегда и править на свой манер, обратив простодушный православный народ в быдло и рабов.

На могиле подвижницы установлен большой крест. Он настолько большой, что представляется – вот таким был на самом деле жизненный крест нашей милостивой монахини Мисаилы. Она совершила подвиг в безбожном миру, а что же мы? Что нам мешает подвизаться по мере наших сил и сопротивляться греху и злу? С фотографии на вас смотрит великая русская женщина-мироносица, смиренная, тихая, доброжелательная, ласковая и всегда приветливая... Конечно, многогрешному здесь становится не по себе: огромный крест взывает к покаянию и напоминает о Страшном Суде Божием. Много мыслей на сердце. И одна из них – смотри, вот одна матушка в те безбожные годы, не побоялась следовать Христу и исполнять повеления Царицы Небесной, а ты что сделал ради Бога в жизни? Что изнесешь от земли в Вечность? Ведь все останется на земле, лишь одна душа пойдет в неизвестный доселе путь... Эти вопросы на какое-то время затмевают все услады солнечного майского дня. Меркнет земное на пороге Вечного, Небесного и в недоумении оглядывается на прожитую земную жизнь... Какая тишина... Тихая, бедная родина... Откуда-то сверху  на глаза прихлынула влага, а снизу к горлу подступает удушливый ком... Сколько еще мучеников на Руси, сколько еще терпеть насилие распоясавшегося не на шутку зла?.. Вон сколько крестов. Тут под кованой сенью три, а вокруг и не сосчитать... Но там, между крестами и деревцами – синь, словно Небо на земле, это наша церковь неподалеку напоминает нам, что любые земные скорби пройдут, что самое тяжелое земное – миг, а потом наступит настоящее, непеременяемое людьми и для всех плакавших, нищих и страждущих наступит совсем иное успокоение не от людей, но от Бога... На могилках всегда цветы. Сегодня это тюльпаны. Внук Серафим целует изображение матушки. У основания старой таблички с надписью из Евангелия стоит большой пасхальный кулич. Пасха! Смерть только на земле, да и то обессилена Воскресением Господним. А на Небе для любящих Христа все любо и бессмертно. Чувствуем ли мы это? Мало Пасхи в душе, очень мало именно в моей душе, и оттого грустит душа. А может это от того, что она – небесная гостья и на земле ей всегда туго и неуютно?.. Батюшка Серафим Саровский говорил, что на каждом христианском кладбище есть мощи праведников. А это значит, что здесь в Зорино не просто погост, но драгоценнее всех земных богатств сокровище, ни от кого не утаиваемое, но, наоборот, прославленное Богом, чтобы мы молились, постились, каялись, совершенствовались в духе и становились чадами Божиими. «Святыя Мощи Угодников Божиих суть безмолвныя; но паче труб и громов небесныя благовестники воли Божией, зовущей нас на покаяние», - это слова преподобного отца Серафима Саровского, Чудотворца. Значит, православные кладбища – это места покаяния, которое уже невозможно, когда душа-царица оставит тело и пойдет в иное Небесное Отечество. Зачем же мы так прикрепляемся к земному, если с ним неминуемо расстанемся? Здесь на православном русском погосте снимается житейское покрывало, и мы видим все проблемы в ином измерении и в ином Божественном Свете. У могилки матушки Мисаилы можно помолиться и присесть на скамеечку. Снова приходят на сердце цельбоносные  и дивные наставления богоносца Серафима из Курска:

 

-  пребывание в молчании, упражнении, молитве и поучении день и нощь Закону Божию делает человека благочестивым (келия есть пещь Вавилонская, в ней же три отроцы Сына Божия обретоша);

- ты только свидетель, судит же Бог! Где ж нам, человекам, судить человека!

-  Бог человеколюбив и всячески спасает нас не только когда мы делаем доброе, но и когда оскорбляем и прогневляем Его, благоутробно наказывает;

-  не называй Бога Правосудным, Он более благ и милостив, Христос умер за нас;

-  предел добродетели и мудрости есть бесхитростное действие с разумом;

- чтобы воззреть к Святой Троице, надобно просить о сем учивших о Троице Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, которых ходатайство может привлечь на человека благословление Святейшей Троицы, а самому прямо взирать надобно остерегаться;

- сердце человеческое открыто одному Господу, и один Бог – сердцеведец, а человек приступит, и сердце глубоко;

- везде нужно смирение и терпение. Внимательнее примечать: как именно Господь в настоящее вот момент смиряет меня? И этот Божий урок и следует тотчас принимать к исполнению, не ожидая ничего, не придумывая своего лучшего;

- ищите утешения в скорбях, во Христе и христоподобном смирении;

- молчание учит безмолвию и постоянной молитве, а воздержание делает помысл неразвлекаемым. Кто приобрел сие ожидает мирное состояние;

- кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары;

- святые отцы, имея мирное устроение и будучи осеняемы благодатию Божией, жили долго;

- правда, многие их Святых отцев носили власяницу и железные вериги, но они были мужи мудрые и совершенные; и все это делали из любви Божией, для совершеннаго у умерщвления плоти и страстей идля покорения их духу. Таковы были из наших русских православных святых: преподобный Феодосий Печерский, Феодосий Тотемский, Василий Блаженный и другие. Но младенцы, у которых царствуют в теле страсти, противящиеся воле и закону Божию, не могут этого делать;

- мы должны все свои мысли, желания и действия сосредоточивать к тому, чтобы и с Церковью всегда вопиять: «Господи, Боже наш, мир даждь нам!»;

- обладаемый страстью обличается от печали (печаль есть червь сердца, грызущий рождаемую его мать);

-  кто любит мир, тому не возможно не печалиться;

- презревший мир всегда весел;

-  раздавай всегда, везде;

- Иоасаф-царевич, данную ему  пустынником Варлаамом обветшалую мантию, почитал лучше царской багряницы (Четьи-Минеи, 19 ноября);

- притворщик – самый несчастный, самый потерянный человек, бегать таких людей;

- не сомневаюсь, что моим примером многие пользуются, а другие соблазняются;

-  недостатки и скорби суть следствия страстной жизни, исправь пути твои;

-  переносить, не смущаясь и не ропща, всякие скорби;

-  раскаяние грех снимает;

- мы всю жизнь грехопадениями своими оскорбляем величество Божие, а потому и должны всегда со смирением просить у Господа оставления долгов наших;

-  ты в тесных обстоятельствах, ты печален; но помолись Богу и не скорби, Он скоро тебя утешит;

-  Бог может только судить, кого чем наградить или наказать;

-  претерпевших скорби ожидает Царствие Небесное, а пред Ним вся слава мира – ничто;

- если не оставить страстей, вкоренившихся внутри, то непременно будешь за то наказан Богом;

- лучше для нас презирать то, что не наше, то есть временное и преходящее, и желать нашего, то есть нетления и бессмертия;

- всячески прилежи чтению, наипаче Псалтири, старайся каждую статью прочитывать многократно, дабы содержать все в разуме;

- нужно молиться, чтобы Господь указал путь и увенчал успехом наше дело; но решение должно принимать лишь по сознательному убеждению в его разумности и целесообразности, принимая на себя и всю ответственность за это решение;

- за делом твори беспрестанно: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»;

- в молитве внемли себе...

Настоящее духовное житие, жизнь души были и есть у святых подвижников Руси, как прославленных, так и таинственно помогающим нам обрести бесценное сокровище на небесах, которое ни вор не крадет, ни ржа не ест, ни моль точит. Сколько нам всего завещано, сколько сказано душеполезного, а практических сдвигов очень мало. Чем отличались русские святые от нас?  Одним и самым существенным - решимостью угождать только Любви Небесной и следовать только Ее установлениям. К чему земные достижения, если ими, не дай Бог, умаляется Святость и Царство Небесное?

Подъезжаем к Сейму. Незабываемый вид! Вот Русь наша, вот приволье на многие десятки километров, вот лучшее наглядное выражение души России, которая не царствует на земле, но всем своим существованием свидетельствует о вере и правде Царства Божия не от мира сего бренного. Пока родные спускаются к освященному источнику во славу Образа Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», любуюсь распахнутыми, задушевными далями. Прямо у дороги вспахана пашня, и это человеческих рук дело плавно переходит в зеленую траву с желтеющими одуванчиками, а затем в прибрежные кусты, речную гладь воды, составляющий единый мощный поворот и над всем этим Божественным видом огромное на всех небо с протяжными, легкими и высокими облачками. Сможем ли мы, как это Божия река также решительно повернуться ко Христу или будем безвольно плыть, куда нас понесут и направят черные мысли и темные, омутные дела?.. Пушкина убили на Черной речке, какое страшное название?!.. Белый снег, кровь на снегу и Черная речка... Рубцова тоже убили ночью на Крещение, убийца шла по белому снегу, а в квартире на белой простыне алели пятна праведной крови поэта... Какие еще нужны доказательства для того, чтобы понять, что черное, злобное убивает, а белое невинное и чистое воскресает и радуется всему безгрешному? Вспомнился недавний разговор о Рубцове с Н., когда она сказала, что ее муж очень любит Рубцова, но зачем он обижал Дербину, вот она и «не выдержала»... Но ведь разница между обидой и убийством огромнейшая. И Рубцов был словно воробушек, а она матерая женщина огромной физической силы, своенравная и, к сожалению, потом, уже после убийства, официально признанная в неадекватном поведении. Кроме того, она могла просто провоцировать Рубцова, зная его нетерпимость к определенным вещам... Не так ли зарождался миф о «несносном поэте»? Стихи убийцы лучше всякого суда изобличают ее в содеянном преступлении против русского народа и Русской Поэзии. Столкновение двух душ: рубцовской, любящей Святую Россию, и той, для которой Церковная Россия – не более, чем поэтический образ, ведущей к личной славе,  привело к трагедии. Несвятость, когда решается на убийство, долго не думает и, что гораздо страшнее, несвятость не раскаивается в злодеяниях: «так получилось», «он, а не я виноват» и прочее.

Вид Сейма в самом начале мая легкий, прозрачный, воздушный. Он стал истинно святым, церковным! И все потому, что слева в низине возле святого источника появилась церковная главка с сияющим крестом и с крышей в насыщенный голубой цвет – это купальня. Над источником несколько крестов и икон. Сам источник весьма удивителен – представьте, как из нескольких отверстий на огромную каменную плиту изливается вода и с шумом срывается с камня вниз, образуя подобие святого водопада. Обычно, чтобы посмотреть водопад идут наверх, а тут все таинственно и прикровенно происходит внизу, чтобы не привлекать особого внимания. Сама же купальня больше напоминает ветхозаветную Вифезду или Силоам: вода в буквальном смысле врывается в нее и постоянно находится как бы в возмущенном состоянии... Возле Богородичной купели вспоминается рассказ игумена Курской Коренной пустыни архимандрита Вениамина о том, как он приехал на источник с нетерпимой головной болью, но после обливания святой водой боль разбилась на осколки и отступила. По нашей вере исполняется и просимое нами. Купальня живо напомнила мне о Крещенской купели, в Которой крещаемый совлекается греховного человека и облекается в образ Христа. И если в иерусалимской Вифезде – «месте благодати» первый вошедший в воду, возмущаемую Ангелом Божиим, получал исцеление, то в Святой купели Крещения происходит не просто телесное исцеление, но рождение в новую, вечную жизнь. После этого, вода источника уже представляется живой благодатной рекой Благодати Святой Богородицы, щедро изливаемой для всех, кто решается смыть с себя греховные скверны и получить небесную чистоту. Поднимаемся вверх к дороге, и жена высказывает вслух заветную мысль: «Вот купить тут домик и жить, такая здесь благодать». Я ей отвечаю: «А живущие здесь ощущают ли особую благость этого места или же живут привычной и даже греховной жизнью?» И в самом деле, местные жители ничем не отличаются от тех, кто живет по всей России. Та же убогость, те же копошащие деловито вездесущие курицы во главе с петухом, развешенное белье и прочие атрибуты сельского образа жизни. Однажды я спросил одного местного старика о том, что он знает о монахине Мисаиле. Он ответил едва ли не с раздражением, что ничего особенного не знает, но помнит, как хоронили старицу.  Внешне можно устроиться где угодно, даже рядом с Благодатью Божией. Но как ввести благо от Бога в душу, внутрь? Тут надо снова обратиться к преподобному Серафиму Саровскому, к его «Беседе о цели христианской жизни». Святость и только одна святость в Церкви отвечает на все вопросы о спасении души. Когда стали возвращаться назад в Курск, жена снова заметила, что пережила очень спокойные, отдохновенные и благодатные минуты, которые долго еще будут вспоминаться в житейской неразберихе. «И, слава Богу», - заключило и мое успокоившееся сердце.

 

Почему же не с Москвы – места рождения великого поэта Александра Сергеевича Пушкина и не с Русского Севера, родины Николая Михайловича Рубцова, мы начали свой рассказ о душе России о вкладе наших крупнейших поэтов в ее развитие и совершенствование? Ответ прост – как наш Север, как и первопрестольный град Москва, как и любой город Руси, может претендовать на то, что он – хранитель исторической памяти народа и его великой литературы. Если Пушкин и Рубцов творили в России и погребены на Руси, то они везде, память о них нерукотворна. Эту вечную память нельзя стереть никому из людей. Но есть и еще некоторые обстоятельства, которые говорят об особом статусе города Курска в сохранении памяти о Пушкине и, очень надеемся, о Рубцове. Во-первых, Пушкин чуть-чуть не заехал в Курск, когда ехал на юг, о чем он в своем «Дневнике» делает такую запись: «Мне предстоял путь через Курск и Харьков, но своротил на прямую тифлисскую дорогу, жертвуя хорошим обедом в курском трактире (что не безделица в наших путешествиях) и не любопытствуя посетить Харьковский университет, который не стоит курской ресторации» («Путешествие в Арзрум»). Так Курск едва не стал одним из счастливейших русских городов, который посещал гений Пушкина. Но, ей Богу, Курск не только «Город воинской славы», но и славы поэтов А.Пушкина и Н.Рубцова, и не только их одних. О курских корнях поэта Афанасия Фета всем известно. Но в Курске в 1837 году побывал друг поэта Пушкина – поэт Василий Жуковский, а писатель и историк Карамзин владел имениями в Льговском (с. Макаровка), Обоянском и Ивнянском курских уездах (они перешли от сына Карамзина к графу Клейнмихелю). В 1868 году в доме №55 по Большому Московскому проспекту (ныне ул. Ленина) у тестя Денисьева долго гостил поэт Федор Тютчев (увы, мемориальной доски нет!?). Наконец, в 1832 году еще при жизни Пушкина в Курске побывал Н.В.Гоголь. Был в тогдашней Курской губернии и великий русский писатель Ф.М.Достоевский. А кто, как не Гоголь и Достоевский, составляют после Пушкина величайшую славу России! Да к тому же именно они  произнесли самые глубокие, добрые, задушевные слова о Пушкине. Так что Курск имеет полное право называться поэтическим и даже пушкинским градом. Есть тому подтверждение и в материальных памятниках – прямо напротив Курского областного драматического театра им. Пушкина воздвигнут памятник великому А.С.Пушкину. Он явно нарочит и театрален, но честь ему делают герои пушкинской поэзии и прозы, размещенные по кругу на пьедестале памятника. Я видел одного двухлетку, который на цыпочках поднимался к барельефам и целовал их... По обыкновению здесь проводятся городской Пушкинский праздник, увы, не столь многочисленный, как иные курские гуляния, в котором, словно в русскую масленицу, участвуют ряженные. Да, и в Курском драмтеатре, имеющем большую историю (в 2012 году ему исполнилось 220 лет, то есть курский драмтеатр – ровесник Пушкина), сегодня, редкие гости – классические постановки. А за свои годы, проведенные в Курске с 1988 года, я ни разу не видел постановки по произведениям или по мотивам произведений А.С.Пушкина, хотя театр, носящий такое великое имя, обязан был бы это сделать, не смотря на все трудности. Рядом с памятником Пушкину перед драмтеатром возвысился пампезный дворец - торгово-развлекательный центр, по чьей-то прихоти названный «Пушкинским»?.. Развлекательные пьесы, развлекаловки в «Пушкинском», а где же настоящая жизнь? Боюсь, что и имя Николая Рубцова, при всей его общероссийской известности, не столь хорошо знаемо в Курске, как хотелось бы. Одним словом, Пушкин у нас еще в советское время был возведен в «бронзу», а о Николае Рубцове вообще старались много не говорить, так как его стихи по содержанию сильно отличались от того, о чем писали все другие поэты, в том числе курские. Так что нам предстоит своего рода новое открытие настоящего, живого Пушкина и лирического, мужественного Рубцова, или, если хотите, новое прочтение их стихов, что одно и то же. Оба поэта свидетельствовали о настоящей Жизни и Правде, что полностью приветствуется Святой Православной Церковью, и это поэтическое свидетельство о Божественной Красоте, Которая «спасет мир» (Ф.М.Достоевский), имеет не меньшую спасительную силу, чем само учение Церкви, так как в лучших поэтических твореньях Пушкина и Рубцова, как и в том, что возвещает Церковь, действует один и тот же Святой Дух – Учитель Истины. Гениальные русские поэты не писали от себя, но от того, что дорого народу. Рубцов с горечью говорил: «Мне приходилось сражаться за каждое слово». Поэт не только мучительно искал и находил самые верные, точные, древние слова, чтобы выразить настроения большинства народа, он еще вынужден был добиваться, чтобы эти слова не переиначивали и не искажали в советских редакциях, иначе стихи не были бы опубликованы. «В «Послании восточных патриархов» (1723) говорится, что «хранитель благочестия есть тело церковное, то есть народ», и именно церковный народ велением Божием выдвигает из своих рядов святых угодников и тех, кто стремится к Святости, как церковно-народному идеалу (поэт А.Блок писал, что «гений всегда народен»). Так что писать сегодня неблагочестно, значит, вести войну против своего же народа и Церкви. Вот так, не больше - не меньше, но зато прямо и правдиво.

Высокое имя Пушкин носит курская городская школа №7 (звание присвоено в 1937 году) что на улице Дзержинского. Чтобы сказал поэт, попросив разъяснить ему, кем был Феликс Эдмундович в России?.. Наверняка, немало бы удивился и Пушкин тому, что из его произведений и, главное, как преподают в русской средней школе. Возможно, не все и куряне знают, что в Курской филармонии прямо в одном из залов фойе в полный рост стоит... памятник Александру Сергеевичу Пушкину. Сначала вы можете даже оторопеть от высокой, мощной фигуры Поэта в полный рост без всякого пьедестала, как будто он зашел в филармонию, решив узнать, как протекает музыкальная жизнь Курска... Александр Сергеевич находится в некотором раздумье, впрочем, наверняка творческом, потому что у него на выставленном колене покоится закрытая книга, причем, правая рука лежит поверх левой руки, держащей книгу. Вот чему всем нам надо учиться у нашего Пушкина, так это тяге к книгам и к чтению! Поражает количество книг в его личной библиотеке. Книга – его товарищ, друг и брат, которые не предадут, не подведут и которые всегда с ним. Чтобы интересно читал Пушкин в Курске и чтобы посетил в нашем городе? Наверняка поэт бы заглянул в «ресторации», в наш драмтеатр и, конечно, молился бы в церкви. Редко в какой русской семье не найдется томиков стихов или прозы Пушкина. По Пушкину можно и нужно изучать русскую душу и Россию, возвеличенные поэтом до такого уровня, на котором они и на самом деле находятся, но в силу смирения и скромности никогда об этом не скажут. Естественно, что речь не идет о душах низких и тем более развратных, презираемых в любом народе. Впрочем, не раз и не два было, что люди низкой души каялись и с помощью Божией возводились на Небо. Так что унывать от осознания своей греховности не стоит, пользы не будет, следует приступать к исправлению, то есть молиться, поститься, посещать службы, читать Священное Писание, оказывать милость другим, не извинять себя, но прощать и любить своих личных врагов. Пушкин и Рубцов будут славны в подлунном мире до его конца, но наряду с этим христианская домината их творчества будет умаляться и искажаться, что мы и видим сегодня: Пушкин представлен другом декабристов и борцом с Самодержавием, а Рубцов – языческим поэтом, оплакавшим гибель Царской России, певцом природы. Совершенно случайно и лишь недавно я узнал, что в Курске есть улица Жуковского (она начинается от улицы Ильича и заканчивается на выезде к мосту через железнодорожные пути), но, увы, не поэта Жуковского. Недалеко от нее в этом же Железнодорожном округе располагается небольшая, но очень уютная, тихая улица имени А.С.Пушкина (она идет параллельно улице 8 марта). Но мы из собственной истории знаем, что улицы могут носить имена вовсе не героев, а антигероев. Поэтому важнее не количество памятников и названий, но в сердце у нас отведено место Пушкину и Рубцову? Если улицы переименовывают, то душу так просто не переиначишь. Если душа полюбит гимны Пушкина и Рубцова, то не забудет их вовек. Такая душа сама вступит на путь борьбы со злом и ненавистью, черпая вдохновение из пушкинских или рубцовских строк. И этим нашим утверждениям есть блестящее подтверждение в лице известного современного русского композитора Г.Свиридова, родом из курского Фатежа.



Возврат к списку

Петров В.

Маслова Н.В., Антоненко Н.В., Клименкова Т.М., Ульянова М.В.

Антоненко Н. В., Клименкова Т. М., Набойченко О. В., Ульянова М. В.; науч. ред. Маслова Н.В. / Отделение ноосферного образования РАЕН

Антоненко Н.В., Ульянова М.В.

Шванева И.Н.

Маслов Д.А.

Милованова В.Д.

Куликова Н.Г.

Набойченко О.В.

Астафьев Б.А.

Маслова Н.В.

Мазурина Л.В.

Шеваль М.

Швецов А.А.

Качаева М.А.

Бородин В.Е.

Н.В. Маслова, В.В. Кожевникова, Н.Г. Куликова, Н.В. Антоненко, М.В. Ульянова, И.Г. Карелина, Т.Н. Дунаева, В.Д. Милованова, Л.В. Мазурина

А.И. Богосвятская

Маслова Н.В., Юркевич Е.В.

Маслова Н.В., Мазурина Л.В.


Новости 1 - 20 из 86
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все


  
Система электронных платежей