Авторы

02.02.2013
Нет страшнее псевдоправославной ревности… Только враг России или недоумок может осмелиться свергать славу российской культуры – Пушкина.

                                                                                                              Адриан Роум

Александр Сергеевич - человек Божий. И всякий хулящий и злословящий поэта собирает камни на свою голову.

                                                                                                                                Георгий Василевич

 

Великие Русские писатели пророки не в библейском смысле, а в том, что они учили людей видеть красоту, любовь, верность, учили гнушаться лжи, подлости и жестокости. Русская культура уникальна, она пронизана исканиями правды и высокого смысла жизни, она доносила отблески света христианства туда, где царствовала тьма богоотступничества – и многим помогла выйти из плена.

                                                                                                                  о. Владимир

 

«Иметь такого поэта и пророка - значит иметь свыше великую милость и великое обетование». 

                                                                                                                 И.А. Ильин

 

От составителя

 

Настоящее сочинение содержит пересказ основных положений статьи свщ. (так рукой автора) Георгия Селина «Загадка 2037 года», опубликованной в ИИ «Русская народная линия» 28 янв.2013 г. (http://ruskline.ru/analitika/2013/01/28/zagadka_2037_goda/), полный отклик-письмо Г.Н. Василевича (директор Государственного музея-заповедника А.С.Пушкина "Михайловское"), опубликованный там же, на следующий день, под названием «Нет, не Пушкин готовит 2037 год…» (http://ruskline.ru/analitika/2013/01/29/net_ne_pushkin_gotovit_2037_god/); также избранные места (по моему отбору)  многочисленных откликов читателей того и другого материала.  Разумеется, я не удержался от своих собственных комментариев, но они – лишь капля в предлагаемом здесь обзоре.  Поэтому я решил справедливым не выпячивать своего имени в группе авторов и не перечислять их поимённо, тем более что они будут названы в тексте.

                                                                                                                  Сергей Сокуров.

 

О «Загадке 2037 года» свщ. Георгия Селина

 

*

kniga_gorit.jpgНастойчиво рекомендуя читателям сего прочесть по ссылке выше названную «загадочную» статью, я понимаю, что далеко не каждый осилит сей многословный, путанный труд, который комментатор Георгий (не свщ.) назвал русофобией, прикрытой псевдохристианским языком нравоучений. А посему, на всякий случай, предлагаю свой пересказ основных положений статьи:

 

- Страшно христианам входить в духовный мир Пушкина…

- Нельзя не признать правдой: российский самодержец был убит поэзией Пушкина. Во всяком случае, и поэзией Пушкина в значительной мере.

- «Звезда пленительного счастья»… Именно звезда (красная), именно пленительного (подрежимного) счастья взошла в 1917 году над обломками самовластья… мы не сомневаемся в гениальных способностях поэта, мы только сомневаемся, от Бога ли они?

- Как так вышло, что с лирой Пушкина разрушили великую монархию, но с ней же выстроили великую тиранию? Это … загадка всей российско-советской истории,.. народа, четвёртое столетие идущего по пути самоуничтожения.

- …начинается самое страшное… Подумать только, не со Христом и не во Христе, но в заветной лире душа Пушкина не умрёт и тленья убежит! Господи, помилуй!.. Пушкин с лирой заключил завет? Ветхий, новый, новейший?

- …свободолюбивой лирикой Пушкина отбито понимание истинной свободы… пригвождённого ко кресту Сына Божьего.

- Россия умрёт, исполняя завещание своего поэта. Россия попросту сгинет, если не скинет пушкинской задачи со своих прошлых, настоящих и будущих поколений.

И в итоге:

- …если церковь Божия не противостанет сатане, и если пушкинская звезда непреложно будет стоять над Россией (Выделено мной. –С.С.), то придёт 2037 год, который во столько раз будет страшнее 1937 года, во сколько раз телевизор и интернет громче поют льстивые песни об империи и свободе, чем пел их поэт Пушкин.

 

 Каково!? Едва прозвучало сие «откровение» от свщ. Георгия, как по горячему следу отозвался некто Фильтр:  «Литература убила Российскую Империю - это факт.  Единственное, что резко отличает (идола) Пушкина в позитивную сторону от большинства его собратьев-пиитов, это правильная смерть с исповедью и покаянием. Можно надеяться, что он спасся. Но нам не смерть, а жизнь и творчество Пушкина ставят в пример, что совсем нехорошо».

 

**

Испытав вначале растерянность от прочитанного, я стал думать. Не помню, чтобы мне раньше  попадались на глаза столь мракобесные(!!!) строки. Тем более жутко, что написаны они (в этом лишь соглашусь  с Фильтром)  «умным и чутким священником» с высоким «уровнем церковности», с «глазами не ослеплёнными пушкинской поэзией» (это уже свщ.  косвенно о себе). Как я понял о. Георгия и мирянина Фильтр'а,  последствия  предрекаемой сверхкатастрофы 2037 года можно по меньшей мере уполовинить (вторая половина - за Церковью Божей,  по Г.Силину, лично противостоящему сатане), если убрать с русского небосвода Пушкинскую звезду (Солнце  русской поэзии).  Но предвижу иную катастрофу, по мне, более реальную:

 

На месте изъятого светила в русской духовной жизни появиться такая чёрная дыра, нет – дырище, провал в бездну бесчувственности, немоты, слепоты, интеллектуального обнищания, нравственного убожества, что все немыслимые беды России, сегодня и в прошлом, покажутся обыденными неприятностями. Надо учитывать объективную реальность: есть верующие и «верующие», есть атеисты разных «степеней», в т.ч.  готовые, рискуя жизнью, встать на защиту Церкви;  есть духовная литература и светская, наполненная духовностью в широком понимании (особенно русская); существуют законы истории, безотносительно того, от Бога они или от сатаны. А Пушкин и авторы Боговдохновенных сочинений – всего лишь люди разной степени таланта, прозорливости, сердечной чуткости, греховности, достоинств и пороков.

 

***

Получив отпор от большинства читателей, наш писатель-священник (уже не свщ.) не стал, однако оправдываться. Он изумил читателей повторно – свежим умозаключением:

 

«Русский человек удалён от Богообщения на семьдесят советских лет. Кто виноват?..  за всю историю русского народа не было у него литературы в том качестве, которое возникло у неё со времён М.В. Ломоносова, и народ жил, преодолевая смуты и междоусобицы, выходя из них испытанным и окрепшим. Но вот возникает художественная литература, и – и через 200 лет церковь низвергается, а на её место поставляется новая учительница жизни – светская литература, и вместо святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста миллионными тиражами издаются и поглощаются сочинения Пушкина, Толстого, Достоевского, Есенина и т.д. Так чего же мы хотим? Какого духовного мира? Какого Христа в душе?         Прошу прощения за категоричность, но до тех пор, пока поэт Пушкин будет почитаться за «пророка», до тех пор «апостол» Ленин будет лежать в мавзолее»… Конец цитаты. Немного полегчало: выходит, не один Пушкин виноват (впоследствии узнал, что, по Селину, «Призрак коммунизма… впервые появился не в Европе, но… возле Обухова моста в Петербурге, выйдя из повести Н.В. Гоголя «Шинель»).  

 

 

Особое письмо, написанное у могилы Пушкина

*

Одним из первых комментаторов этого опуса (в стиле известных современных «бестселлеров») стал  хранитель Пушкинского Святогорья Н.Г. Василевич. Сначала его письмо оказалось в комментариях к статье Георгия Селина, затем, полагаю, ввиду его качественного отличия от других откликов, было опубликовано, как самостоятельное произведение. Как бы там ни было, его появление вызвало новый поток откликов на тему о личной «вине» Пушкина за все беды Отечества. Итак, прочтём  открытое письмо мирянина Георгия Василевича священнослужителю, выступившего в роли непереклонного обвинителя:

 

**

Дорогой во Господе, отец Георгий!

Прошу Ваших молитв и буду молиться о Вас! Помощь нужна сегодня каждому из нас. И помощь Господа, и молитвы ближних.

Бранятся и обвиняют обычно от внутренней боли! Какая же боль заставляет Вас, православного человека, священника, так браниться, и возлагать вину за беды своего Отечества на поэта, на Александра Сергеевича Пушкина?

Человек слаб и подвержен падениям. Пушкин - человек. Значит и он, если доверять законам логики, слаб и подвержен падениям. И это действительно случалось. Далеко не всё в творчестве поэта и его жизни может быть примером для подражания и предметом гордости. Он человек. Он человек своего времени.

Но как же быть с теми неоспоримыми фактами, что собеседником поэта, с любовью и болью наставлявшем его, помогавшем ему был Святой Митрополит Московский Филарет? Что делать с теми многочисленными фактами, когда умные и глубоко верующие русские люди в эмиграции и в лагерях, на фронте и в блокаде не только молитвой, но и стихами А.С.Пушкина укреплялись, пытаясь противостоять боли, горю и отчаянию?

Александр Сергеевич Пушкин рос и учился в ту пору, когда многие в его окружении проживали свою жизнь, так и не сподобившись открыть для себя Господа, исповедовали безбожие вслед за идеями философов-"просветителей".

Пушкин искал Бога, тянулся к нему всей душой. Не случайно лучшие его строки - о красоте божьего мира, о родине, о достоинстве и целомудрии человека, о недопустимости зла, ответственности за содеянное зло. О чём же, по Вашему, "Борис Годунов", "Капитанская дочка", "Моцарт и Сальери", "Евгений Онегин"... Стоило бы, дорогой отче, вновь открыть и прочесть Пушкина. Спокойно, беспристрастно. Гнев, - всякий гнев, - необъективен и самоубийственен. Гнев, гордыня, стремление обвинениями другого снять вину с себя. Случайно ли Господь в притче говорит о соломинке в чужом глазу и "незаметном" бревне в своем.

Не Пушкин виновен в русском бунте 1917 года. Как бы ни хотелось переложить вину на него, отвечать за содеянное каждому из живущих в России. Невиновных нет, ибо, по природе человеческой каждый, даже святой (и святые-то, как раз, в этом нам примером!) знает за собой недостоинство и вину перед Богом.

Что святые! Апостолы, бывшие в свете Господнем, в живом общении с Ним! по слабости своей отрекались, как Апостол Пётр, отрекшийся трижды, разбегались и прятались, боясь за свои жизни, когда Спаситель был схвачен. И Господь, зная природу человеческую, прощал. Прощал, потому что видел искорки любви и горчичные зерна веры в душах людей.

Пушкин, если читать его не прокурорскими глазами, не с пристрастием инквизитора, не знающего любви и прощения, отрицающего саму возможность любви Господа к "таким" поэтам, если читать его с верой в Господа, - вовсе не тот, каким он описан в Вашей статье. Вы найдете в его творчестве и его жизни многое из того, что отсутствует во многих мирянах и священниках, в нас, ныне живущих: искреннюю веру, горячую надежду быть услышанным Господом, любовь нелицемерную, и мудрость, простую житейскую мудрость, прошедшую сквозь испытания этой жизни, сквозь искушения, через заблуждения и непонимание.

Гнев - плохой советчик, отче. Пушкин умер в муках, исповедавшись и раскаявшись в грехах. Он умер такой смертью, что принимавший его исповедь священник ( несмотря на ужасные телесные мучения поэта, заставлявшие плакать близких и друзей) пожелал для себя столь же высокой и чистой кончины.

Нет, не Пушкин готовит 2037 год. Если он и случится, как очередная беда, то в этом будет вина наша, людей не умеющих доверять Господу, не умеющих любить и прощать ближних своих.

Одна из молитв, к которой часто обращался А.С.Пушкин, - молитва Св.Ефрема Сирина. Вы ее знаете наизусть: "Господи и Владыка живота моего...дай мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего...

Простите!

Храни и помогай Господь!

Георгий Николаевич Василевич,

директор Государственного музея-заповедника А.С.Пушкина "Михайловское"

 

***

Не только я возблагодарил автора письма,  человека православного, искренне и глубоко верующего, за столь смиренный и доходчивый ответ заблудшему священнику Георгию Селину.  Например, участник  заочного диспута, подписавшийся Георгий, отозвался так: «Эта статья (ответ) - хороший пример христианского отношения к проблеме» (Георгию принадлежат также слова, вошедшие в подзаголовок наст. соч.). Полностью согласен с директором прославленного заповедника  Адриан Роум, чьи слова вынесены в эпиграф. Из его отзыва: «Истинное Православие в своих суждениях и установлениях всегда отличалось разумной, сердобольной икономией. Отцы учили держать ум в сердце, чтобы такие казусы, как статья ниспровергателя Пушкина, не случались». Практически Г.Н. Василевича поддержали все комментаторы, так или иначе осудив «приговор» Г.Селина.

 

Слава Богу, мiръ за Пушкина!

*

Давайте, читатель, представим себе суд, в котором слушается дело по обвинению Александра Сергеевича Пушкина в а)создании духовного мира, страшного для христиан, б)убийстве самодержца и разрушении великой монархии, в)греховном сожительстве с Заветной Лирой и прочих преступлениях (см.выше), а главное – в подготовке всенародной сверкатастрофы 2037 года (как аналоге года 1937). Обвинитель – о. Георгий Селин - свой выступление закончил  (мы с ним знакомы). Он выложил перед судьёй вещественные доказательства преступления, добытые следователем по кличке Фильтр – «обломки самовластья», две звезды (одну, ослепительную, – личную, Пушкинскую, снятую с зенита; другую, красную, «звезду пленительного счастья», общего назначения), пулю из пистолета Дантеса, которая почему-то попала в царя, и поэтическую лиру, изрядно помятую, ибо поэт,  есть мнение, что было силы колотил ею по великой монархии.

 

Увещевательное и страстное слово защиты (его произнёс Г.Н. Василевич) нам тоже известно.  Присяжные заседатели удалились  на совещание. А мы незаметно проникнем за ними в ту залу, послушаем, что говорят представители православного народа. Пусть вас не удивляет, что присяжных более дюжины и все они, мужчины и женщины, - участники диспута, вызванного появлением в интернет-издании «Загадки 2037 года»). Ведь описываемый суд умозрителен.

 

**

Кто там надрывает голосовые связки? А, это то абсолютное меньшинство, которое всецело или с несущественными оговорками поддерживает гневливца, пугающего соотечественников Армагеддоном 2037 года и  пуще всех им напуганного. Георгий (не путать с о.Георгием Селиным) назвал их «"ревнителями не по вере", ищущими черные пятна на всех и во всем - но только не на себе». Вот,  представившийся Ильёй, уничижительно именуя себя «подростком», испытывая сладкое «обрушение стереотипов» в себе, льстится к «старшему», хвалит его: «Хорошая статья. А ведь это правда…». Ему поддакивает тоскующая Елена Л, которой в Пушкине нравятся только сказки и описания природы, а остальное «совершенно чуждо», «наводит тоску». Она ставит «Христианскую веру выше всякой литературы», осуждает тех, кому «больше дорога честь поэта, чем честь Господа и Божией матери». С ней солидарна  её тёзка, Елена Н: «Нас в школе учили видеть в русских писателях и поэтах пророков, учителей жизни. А отец Георгий показывает, чему на самом деле учат эти учителя, как сильно отличаются их слова от Предания Церкви».  «Дело не в Пушкине, - слышу голос свщ. Алексия Бачурина, а в рабском поклонении любой и всякой гуманитарности, какого угодно образования, любого таланта - без разбирательства: что это образование "образовывает" в душах людей, к чему гениально призывает народ литературный гений... Призвал к "обломкам самовластья" - получайте обломки. Гениальный Пушкин, ослепленный ложной идеей, не знавший настоящего Христа, не знал, чем могут обернуться его страшные слова».

 

Тут я не удержался – подал голос из-за портьеры: «Легковесно мыслите, уважаемый. Такое по силам лишь Богу - "призвать" и... "получить". Богохульствуете! Пушкин прозорливо предвидел такой финал. Ибо что зародилось, то пройдёт через зенит и в своё время станет прахом, обломками, в том числе самовластье. Пушкин, по Вашему "не знал настоящего Христа". А Вы знаете? Не много ли на себя берёте?».  Но я, похоже, не услышан. Вообще, примкнувшие к Селину не слышат инакомыслящих. Последних, радуюсь, много больше, чем хулителей нашей славы – русской литературы. Прислушайтесь к их голосам.

 

***     
«Мне непонятна прагматика данной статьи, - досадует диакон Владимир Василик. - О чем она? Что Пушкина надо сбросить с корабля православной современности, поскольку он далек от Златоуста и преп. Романа Сладкопевца?
А как же отцам-Каппадокийцам и св. Иоанну Златоусту Гомер и Еврипид шли впрок?     Вы, наверное, читали Василия Великого: "Об обучении юношества", где он призывает использовать лучшие примеры античной словесности и истории. А ведь Пушкин все-таки христианский поэт. При всех своих грехах». Свящ.Владимир категоричен: «Статья шокирует полной оторванностью от русского культурно-исторического пространства. Но теперь, к сожалению, в России много чужаков, не способных понять ни русский путь, ни русский характер, ни русских гениев. В статье множество странных поворотов мысли и натяжек, выходящих за пределы здравого смысла. Анализировать тут просто нечего, и так слишком много почета глупостям. Но очень жаль, что у нас встречаются пастыри с такими взглядами и тревожно, как бы кто по невежеству не увлекся идеями отрицания родной (глубоко православной!) культуры, да еще в лице самых краеугольных камней». 

 

В тон сказанному иные голоса: «Кроме ветхозаветного законничества в отрывках о. Георгия Селина - я не вижу ничего. Все это глубоко чуждо русскому духу и сердцу. А творчество, между прочим, - дар Божий. Надо уметь читать и слышать сердца людей, которые изливают, между прочим, в великих своих творениях не что иное, как тоску по Богу. Тоску по Раю.» (Екатерина Домбровская); «Удивительно и поучительно видеть, как в наше "свободное" (от здравого смысла и любви) время расцвело, прежде всего, ханжество и злословие» (Георгий); «У каждого свой путь к Богу – кто-то с рождения живет с Богом в душе, кто-то идет к этому всю жизнь. У Пушкина был свой путь. Уж простите ему прегрешения молодости. Апостол Павел тоже не сразу принял Христа» (Т.В.). Доносится и голос из далёкого зарубежья: «Трудно поверить в реальность происходящего. Уровень тёмной бабы-язычницы» (Галина Сафонова, прозаик, поэтесса).

 

Кто-то цитирует Достоевского: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа, сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое… И никогда еще ни один русский писатель, ни прежде, ни после его, не соединялся так задушевно и родственно с народом своим, как Пушкин». И  Свящ. Владимир  вслух опасается, что следующий удар будет нанесён по автору «Униженных и оскорблённых».  Елена Н., одобряющая писания Селина, тут же – с вопросом:  «А разве Достоевский - учитель Церкви, каждое слово которого - чистое, неискаженное Предание? Это не так, нельзя под обаянием художественного гения писателя или поэта не видеть антихристианского духа его слов, нельзя делать из поэтов идолов». Но на неё уже не обращают внимание.  Долгий обмен мнениями решается в пользу Пушкина.  Убедительно звучат слова РодЕлены: «Поэт существует в своем слове вне времени. Прошлое, настоящее и будущее его вселенной - не отрезок времени, а шар, где в центре на престоле - Христос.            Пока Пушкинский шар-вселенная образовывался, дьявол мучил, дурачил, дурил его. А теперь ему Пушкина не достать. Зря старается. Статья Г.Селина - это очень мощный удар именно Антихриста. Санкционированный. Продуманный. А вы все прекраснодушничаете».

 

Заключение от составителя

Разумеется, я выбрал из откликов на две статьи малую толику по своим личным предпочтениям, самостоятельно произвёл их расстановку, местами прокомментировал. Всю ответственность за предпочтение одних откликов другим несу только я, все претензии читателей сего – ко мне.

Заканчивая оформление подборки,  осмелюсь выразить, к явному неудовольствию «гасителей звёзд», типа Селина, своё настроение, вызванное  злословным покушением на звезду первой величины отечественной литературы, названной чёрной зимой 1837 года Солнцем русской поэзии:

Если бы по какому-либо стечению обстоятельств меня вынудили покинуть планету Земля и при этом поставили условие, что я могу взять с собой только одну из двух книг, Священное писание или сочинения Александра Пушкина, я бы выбрал последнее.  Ибо  не сомневаюсь: в Пушкине я встречу Бога, а в Священном писании, увы, моего  Пушкина, созданного им мира, не будет.  Ради чего тогда жить?!

Сокуровъ~        

 

Сергей Анатольевич Сокуров
www.sokurow.narod.ru, sokurus@yandex.ru
(903)556-5280



Возврат к списку

Петров В.

Маслова Н.В., Антоненко Н.В., Клименкова Т.М., Ульянова М.В.

Антоненко Н. В., Клименкова Т. М., Набойченко О. В., Ульянова М. В.; науч. ред. Маслова Н.В. / Отделение ноосферного образования РАЕН

Антоненко Н.В., Ульянова М.В.

Шванева И.Н.

Маслов Д.А.

Милованова В.Д.

Куликова Н.Г.

Набойченко О.В.

Астафьев Б.А.

Маслова Н.В.

Мазурина Л.В.

Шеваль М.

Швецов А.А.

Качаева М.А.

Бородин В.Е.

Н.В. Маслова, В.В. Кожевникова, Н.Г. Куликова, Н.В. Антоненко, М.В. Ульянова, И.Г. Карелина, Т.Н. Дунаева, В.Д. Милованова, Л.В. Мазурина

А.И. Богосвятская

Маслова Н.В., Юркевич Е.В.

Маслова Н.В., Мазурина Л.В.


Новости 1 - 20 из 86
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все


  
Система электронных платежей