Роман и Дарья Нуриевы. КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ШКОЛЫ: ЧТО ОСТАЁТСЯ ЗА КАДРОМ?

23.02.2012

Роман и Дарья Нуриевы. КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ШКОЛЫ: ЧТО ОСТАЁТСЯ ЗА КАДРОМ?

0_21f27_db9d072f_L.jpgПока идут разговоры о внедрении современных образовательных стандартов и программ, отечественное образование остаётся меченым родовым пятном советской организационной деятельности – бессодержательным формализмом отчётности. Советская плановая система десятилетиями воспитывала не стремление к реальной эффективности, а навык достижения формальных показателей путём манипуляций с отчётностью. И школа до сих пор занимается пусканием бумажной пыли в глаза. Большего с неё системой образования обычно и не требуется: спрос рождает предложение. Работа для галочки и нужной цифры в отчёте касается не только составления всевозможных отписок и рапортования о проведённых мероприятиях, но и самого учебного процесса.

Например, ставится отметка школьнику, а учитель уже вынужден задумываться о том, как она будет выглядеть в отчёте. Система не изобрела ничего лучшего, как оценивать деятельность учителя и школы в целом по отметкам учащихся. Таким образом, это оценивание производится по параметрам, напрямую от самого педагога не зависящим: природные способности ученика, его прилежание к учёбе. Складывается абсурдная ситуация, когда, «ставя отметку школьнику, учитель выставляет её самому себе» – и это реальный принцип, исповедуемый в российской школе: начиная от школьных педсоветов, и заканчивая аттестационными комиссиями, определяющими квалификацию (значит, отчасти и зарплату) педагога. Ясно, что такой подход провоцирует искусственный рост показателей финансово заинтересованного учителя, и наша примитивнейшая пятибалльная система, уже выродившаяся в четырёхбалльную (не ставятся единицы), грозит деградировать до трёхбалльной. Вот и становится жизнь в зависимость от отчётности, которая существует сама по себе. И так во всём.

Спешим уверить читателя, что информационно-компьютерные технологии (на языке аббревиатур – ИКТ) никоим образом не являются здесь исключением. Министерство образования забрасывает в тихие школьные омуты камешки озабоченности повсеместным внедрением ИКТ, получая возвращающиеся круги отчётности. И пишут ему вилами по воде об успешности, продуктивности, расширении и углублении использования оных. Цивилизованному человеку, неискушённому во всём этом бумагомарательстве, очевидно, что ИКТ – вещь полезная, но не сама по себе, а как инструмент. И только дикарь будет устраивать пляски с бубнами вокруг чудесной палки, из которой выходит огонь, вместо того, чтобы просто использовать ружьё по назначению.


Чудесная палка ИКТ на самом деле о двух концах. Всякое серьёзное суждение на эту тему не может не отталкиваться от очевидного процесса – постепенного отмирания книжной культуры. Книга развивает воображение, формирует навыки работы с текстом. Современные же дети привыкли получать информацию более пассивно, потребительски: например, по TV, когда не задействуется собственное воображение, когда непрерывность потока информации не предполагает её серьёзного осмысления. Мало кто всерьёз задумывается об азах, изложенных в учебниках по педагогике, прямо предостерегающих учителей от излишнего увлечения ИКТ – применения «очень яркой наглядности, когда её учебная сущность затмевается яркими красками»1. Школьники и без того так «объелись» впечатлениями, что острота восприятия информации у них притупилась. Пытаться при этом восстановить её теми же методами электронного фаст-фуда заведомо бесперспективно.


ИКТ и для самой школы грозят превращением из какой-никакой столовой знаний в пресловутый «Макдональдс». Внедряя эти технологии, она зачастую просто идёт на поводу у современной масс-культуры, постепенно скатываясь на уровень комиксов. Пример тому – популярные ныне «презентации», которые ученики готовят теперь вместо традиционных докладов и сообщений: слайды с картинками и текстовым пояснением, которое они читают с экрана, да и саму презентацию обычно скачивают готовую из Интернета. К чему же может привести такая, свойственная нынешним учителям и поощряемая министерством образования, бездумная погоня за модой? Наверное, не к осуществлению фантазий Кира Булычёва об учителе-роботе с кассетой, заправленной в стальное чрево, но, пожалуй, к чему-то близкому. К учителю, который сам станет похожим на робота, который говорит по заученному, нажимает кнопки пуска презентаций, да и только.

На волне восторженности компьютерными технологиями забывается мудрая учительская осторожность, призывающая при всяком подобном нововведении учитывать педагогические риски. Поразительно, но современная российская школа, едва научив детей читать и писать, бросает их в пучину Интернета. Ребёнку, по своему возрасту неспособному ориентироваться в информационном потоке, даются задания найти во всемирной паутине материал для сообщений или даже новомодных презентаций. Испокон веков для детей специально отбирали информацию, а не запускали их бродить по взрослым библиотекам в надежде на то, что они найдут там что-то полезное. Интернет, однако, далеко не просто библиотека. Это огромный город, где по дороге к той самой библиотеке лежат кварталы борделей и казино. Конечно, всё это и многое другое не будет в диковинку детям, развращаемым дома перед телевизором собственными родителями. Но даёт ли это право школе снять с себя традиционные моральные ограничения?

В 2008 году на телевидении произошёл показательный случай, который не попал в эфир, но, тем не менее, нашёл своего летописца2. Первый канал снимал телепроект «Сокровище нации: Россия – вперёд!», в одном из конкурсов которого команда школьников соревновалась с командой учителей в умении пользоваться поисковыми программами Интернета. Российская школа должна была продемонстрировать всей стране применение ИКТ, но весьма немногие могли бы стерпеть подобное зрелище, абсолютно нецензурное даже для нашего TV.

Конкурсный вопрос носил вполне ученический характер: найти имя фаворита Екатерины ІІ, известного тем, что за ним носил шляпу специально приставленный адъютант, и узнать, для чего это делалось. Времени давалось одна минута, в течение которой весь зал с интересом наблюдал на громадном плазменном экране, как участник ищет ответ в Интернете. Прокола никто не ожидал – задание выполняла учительница. Путаясь в громадном количестве ссылок, выданных ей поисковой системой на введённый запрос, она открывает одну из них наугад, после чего взрослые и дети становятся зрителями не просто постельной сцены, а полового акта крупным планом.

Этот момент из записи вырезали, а шоу пошло в эфир безо всякого скандала, что ещё показательнее случившегося позора. А сколько аналогичных случаев остаётся за кадром победных реляций работников образования об использовании ИКТ?..


Роман и Дарья Нуриевы.

Февраль 2012 г.



1 Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика. Ч. 2.: Теория обучения. Управление образовательными системами. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. С. 107.


Возврат к списку


    
Система электронных платежей