Игорь Васильев. Примордиализм и конструктивизм: реальность единства

23.09.2016

Игорь Васильев. Примордиализм и конструктивизм: реальность единства

Уже с прошлого столетия тянется спор, откуда и почему появляются народы. Одни участники спора, примордиалисты, считают, что этносы возникают «естественным путём», в процессе длительного постепенного складывания, когда целенаправленные усилия отдельных людей и их групп не имеет большого значения. Этнос – не только социальная, но и биологическая общность.

Их оппоненты, конструктивисты, считают, что этнос явление исключительно социальное и создаётся путём целенаправленных усилий культурных и политических акторов. Этносы достаточно легко подлежат переформатированию, слиянию и поглощению. И вообще, явление достаточно эфемерное. Не даром у термина «воображаемые сообщества», введённого Б. Андерсоном и широко применяемого, помимо значения «сообщества, где большинство людей не знакомы друг с другом», есть и другое – «сообщество, которого нет на самом деле». И существование единства которого требует огромных идеологических и ментальных усилий1.

В наше время уже очевидно, что оба направления достигли немалых успехов, однако и примордиализм, и конструктивизм чрезмерно однобоки. И в изучении причин появления этносов и масштабных изменений в их жизни необходимо сочетание обоих подходов. Сочетать их помогает теория С.М. Широкогорова, которая объясняет появление этнической ментальности приспособлением к природному и социальному окружение, а культуру – приспособлением к специфике ментальности. Здесь так же уместно вспомнить теорию «вызова – ответа» А.Дж. Тойнби2.

В случае какого-либо «вызова» - значительных изменений в условиях жизни этноса, его активные представители – различные лидеры, духовные лица и/или интеллектуалы, так или иначе предлагают свои проекты минимизации трудностей, с которыми сталкивается этнос, и получения им наибольших выгод в тех же условиях.

 Именно примордиалистская составляющая (сложившиеся менталитет, культура, образ жизни, психобиологические качества) вместе с конкретноисторичекими условиями определяют возможность или невозможность реализации конструктивистских проектов.

Для реализации такого проекта необходимо:

1. Относительно небольшие этнические, культурные и расовые различия между объединяемыми этнически группами. Наиболее успешные конструктивистские проекты оперировали с весьма близкими или очень давно сближавшимися этногруппами или же были апгрейдом одного этноса (индусы-индуисты, китайцы, евреи). Достаточно вспомнить роль конфуцианцев в формировании этнокультурного облика исторического китайца, либо роль авторов Талмуда в формировании постбиблейских евреев.

2. Преимущества (политические, социальные и др.) одной группы над другой (другими).

3. Наличие находящихся на подъёме государственных институтов и /или дееспособной горизонтальной этнической (социальной, религиозной) самоорганизации.

4. Наличие «коллектива авторов» конструктивистского проекта, сумевших превратить в дальнейшем свой коллектив в самовоспроизводящийся институт. 

По мнению А.В Баранова (Кубанский государственный университет), все эти факторы действуют при равномерном и непрерывном вложении в течении долгого времени административных материальных и информационных ресурсов. Когда реализующие проект озабочены не только сохранением личных преференций и положения, но реализацией сверхличностных значимых принципов и идей.

В процессе развития этноса проявления конструктивизма и примордиализма постоянно чередуются и взаимодействуют друг с другом. Изменение условий жизни требует новых подходов. Креативы интеллектуалов и лидеров проходят проверку наличным укладом жизни и ментальностью. Принятые изменения в последствии создают условия для принятия или непринятия последующих инноваций.

Например, в Османской империи осуществлялся грандиозный проект формирования нового этноса на основе ислама и турецкого языка. Этот проект в последствии задал ограничения в виде исламской идентичности и принципов жизни для осуществления светского кемалисткого проекта.

Поэтому в любом крупном изменении в жизни этноса есть доля как конструктивизма, так и примордиализма.

Примордиалистская составляющая задаёт рамки возможностей для конструктивистких проектов.
1.Конструктивистский проект должен опираться на значительное самозанятое и самоорганизованное по родственному и территориальному признаку население.
2. Конструктивистский проект должен опираться на уже хорошо известную и разработанную этническую традицию, нередко - и на специфику физической антропологии.
3. Проект должен глубоко затрагивать бытовую сферу жизни: специфику питания (дозволенное, недозволенное, посты); семейно-брачные, сексуальные традиции; разработанные и детализированные принципы разделения на "своих" и "чужих" в сугубо бытовых условиях (хозяйственная, коммерческая деятельность и пр.). Причём принципы эти должны быть стабильными догмами, а не модными поветриями.
Именно на таких основах реализовались такие успешные проекты, как христианский и исламский, индусский, китайский, иудейский.
Отсутствие устойчивых, стабильных догм, регулирующих быт, подорвали античный и новоевропейский проекты. Изменчивость и инновационность, стирание границ между "своим" и "чужим", заложенные в них, оказались инструментами саморазрушения. Не успевшие "затвердеть" принципы и структуры разрушались, причём способность создавать новое постепенно утрачивалась.
Основой выживания современного развитого общества могут стать полезные инновационные технологии, которыми мы, в отличии от античности, располагаем. Но для этого необходимо сохранять хотя бы относительно высокий уровень науки и образования.

Хотя, как мы видим, обычно в успешных конструктивистских проектах мощный инновационный взрыв не должен порывать с устойчивой тысячелетней традицией. И, более того, влияние традиции со временем сильно возрастало.

Выбор того или иного подхода к исследованию этнических процессов очень часто определяется конкретной исследовательской задачей, стоящей перед учёным либо группой учёных. Те, кто изучает деятельность духовных или интеллектуальных лидеров, деятельность политических групп влияния и их результаты, чаще всего обращаются к конструктивизму. Те же, кто изучает традиционную социальную организацию, долговременные константы образа жизни и ментальности, обращаются к примордиализму.

Таким образом, в рамках примордиалистского и конструктивистского подходов рассматриваются разные элементы формирования и жизни этносов: собственно результат взаимодействия этноса с социальной и природной средой и результаты приспособления к собственной специфике; и попытки целенаправленного воздействия на эти результаты. Целостный же взгляд на проблему возникновения этносов и значительные изменения в их жизни требует сочетания обоих подходов.

1 Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001.; Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991. 
2 Кузнецов А.М. Теория этноса С.М. Широкогорова  // Этнографическое обозрении. 2006. №3. С. 59 – 68.; Тойнби А. Дж. Постижение истории. М. 2001. т. II. Генезис цивилизаций. Вызов-и-Ответ.


Возврат к списку


    
Система электронных платежей