Российское образование в опасности! Заявление общего собрания Новосибирского отделения Петровской академии наук и искусств

08.01.2011

Российское образование в опасности! Заявление общего собрания Новосибирского отделения Петровской академии наук и искусств

Заслушав докладчиков о состоянии образования в стране и проведя дискуссию по принципиальным вопросам многолетней реформы системы национального образования, Новосибирское отделение ПАНИ делает вывод: система российского образования целенаправленно разрушается.

Заслушав докладчиков о состоянии образования в стране и проведя дискуссию по принципиальным вопросам многолетней реформы системы национального образования, Новосибирское отделение ПАНИ делает вывод: система российского образования целенаправленно разрушается. По масштабам и глубине эти разрушения сопоставимы с революционными, т.е. затрагивающими глубинные социокультурные основания системы. Между тем реформа есть совершенствование существующего, но не слом. Наши реформаторы утверждают элитное образование вместо всеобщего, к тому же не соответствующее духу национальной культуры. Как никогда прежде, сегодня понятия «образование» и «национальная безопасность» пришли к органическому единству и остроактуальной взаимообусловленности.

«Мы должны осознать, - говорил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, - что против нашего народа ведется хорошо спланированная бескровная война, имеющая целью его уничтожить... которая... вызвала небывалый демографический кризис в нашей стране и приводит к вырождению и вымиранию нашего народа невиданными темпами».
Мы переживаем грубый процесс масштабной пересадки на российскую почву чужого (и чуждого!) образовательного опыта, отторжение которого раньше или позже неизбежно. Пока же, проводя эти губительные реформы, мы калечим молодое поколение, теряем время и силы. Данные реформы не подлежат каким-то частным поправкам, усовершенствованию и должны быть полностью остановлены, а их организаторы и вдохновители подлежат осуждению как особо опасные преступники.
Система образования исторически всегда приводилась в соответствие с устройством государства и его целями. Главный вопрос сегодня в том, каковы подлинные цели образовательной реформы, к чьей выгоде они затеяны? Острота вопроса усиливается потому, что реформа совершается аппаратным путем, «сверху», без широкого общественного обсуждения; учительству и профессуре отведена страдательная роль. Размещение на сайте в интернете проекта Федерального закона об образовании всего лишь знакомит нас с замыслами законодателей, но, по существу, формально, исключая реальное обсуждение и влияние на процесс.
Подчеркнем: в центре любой системы образования находится идеал человека. Само понятие «образование» говорит нам о некоем образе, о том облике человека, к которому надлежит стремиться. Россия выстрадала для своего национального образования великую цель - образ творчески мыслящего человека, владеющего основами фундаментальных наук, умственно, душевно и духовно зрелого, физически здорового. На уровне среднего образования цель отражена в названии документа об окончании школы - аттестат зрелости. Школа должна была ориентировать молодое поколение на достижение общегосударственных, общенародных целей и готовить патриота и гражданина, сына и дочь Отечества.
Традиционное для русской педагогики сопряженное воспитание ума и сердца, а в позднесоветское время - гармоничное развитие личности, сегодня в школьное образование не входит. Реформаторам нужен человек с частнопредпринимательской жилкой, вульгарный прагматик, торгаш, потребитель, замкнутый на свои интересы индивид. Сама же школа стала учреждением образовательных услуг, еще одним сектором торговли.
В школе набирает скорость и объем дефундаментализация научного знания, учебные планы засоряются сомнительными курсами и дисциплинами. Действующий министр минобрнауки РФ А.А.Фурсенко оправдывает упадок в преподавании основ наук как классический социал-дарвинист. По его мнению, нам не нужен широко и творчески мыслящий человек. Достаточно, если в общество будет поставляться трудовой ресурс.
Ныне вошли в актуальный педагогический оборот «перлы» западного менталитета. Мы строим так называемые «образовательные технологии», забыв об «искусстве воспитателя», «педагогическом мастерстве». Стало модным понятие «образовательного пространства» вместо таких понятий, как «народное образование» и «народное просвещение». Образовательные технологии погружены в общую емкость вместе с любыми иными технологиями, включая политические, избирательные, культурно-досуговые и прочие. И нет никакой необходимости помещать образование в центр общественной жизни. Из педагогики и психологии исчезают также ссылки на великих отечественных ученых.
Высшая школа стремительно свертывает некогда разрекламированную гуманизацию и все больше упражняет в студенте узкопрофессиональные качества, готовит его к жизни делового человека со все меньшим углублением специализации, с перспективой быть послушным исполнителем воли своего работодателя. Таким человеком легко манипулировать.

Космополитизированное сознание - самая подходящая почва для выпугивания талантливой молодежи за рубеж для получения образования, повышения квалификации, и там через контракты, кредиты, браки она будет принуждена служить кому угодно, но не своему народу.
В проекте Федерального закона об образовании в качестве основы становления деловой личности утверждаются общечеловеческие социокультурные ценности, в действительности однозначно западные. Личность предполагается интегрировать в национальную, российскую и мировую культуру. К чему может привести это погружение в культурный коктейль? К исчезновению русского, татарина, бурята, башкира и т.д., к конструированию «общечеловека», нацеленного на выполнение определенных трудовых обязанностей, и не более того.
В советское время воспитывался «социалистический патриотизм», чрезвычайно высоко ценились подвиги «за Советскую Родину». Теперь нет патриотизма даже и политически ограниченного. В проекте закона говорится о «воспитании человека и гражданина». Ничего более не требуется. По А.А.Фурсенко, России не нужны патриоты.
Позор российского образования - ЕГЭ. Экзамен, аттестация, как своеобразный контроль образовательного процесса, в свое время выполняли важную функцию. Здесь выявлялась степень развитости творческого мышления, глубина памяти, оценивалась логика, владение речью. ЕГЭ ни в коей мере не выполняет этой роли. Тесты упражняют лишь способность угадывать, выбирать подходящий ответ, что достигается механическим натаскиванием, тренировкой. Польза ЕГЭ, открывающего возможности недобросовестного поведения участников итоговой аттестации, мнимая.
Система ЕГЭ передает право контроля за достоверностью результатов экзамена местным чиновникам, что совершенно недопустимо, тем более в нынешнем коррумпированном обществе. В результате в лучшие вузы России хлынул поток не способных к обучению «стобалльников» из наиболее неблагополучных регионов. Высока вероятность преступного присвоения учащимися идентификационных номеров. Сдавая ЕГЭ, они подписывают бланки со штрих-кодами, содержание которых не знают.
В порядке первого шага сегодня необходимо восстановить право вузов на контроль уровня знаний абитуриентов в виде обязательных вступительных экзаменов, дополняющих оценку по ЕГЭ.
Обращаемся ко всем трезвомыслящим политикам, учителям и преподавателям вузов, ко всем людям доброй воли с призывом сделать все для защиты детей и молодежи от разрушительных образовательных экспериментов и остановить преступную реформу! Сообща защитим будущее России!

http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=3642&Itemid=31


Возврат к списку


    
Система электронных платежей